Купить PDF-версию
08:33 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Поём о том, что сердцу дорого

Наталья Курбанова
Выпуск - 2019 № 174
32

- В четыре года я пошла в музыкальную школу, через какое-то время ее закрыли. Прошли годы, прежде чем мне вновь довелось вступить в удивительный мир искусств. Эту путевку в жизнь я получила из рук Юрия Сахарова, - рассказывает Наталья Владимировна Курбанова, художественный руководитель народного ансамбля русской песни «Яблонька» ЦТКНР Кизлярского района, заслуженный работник культуры РД, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана».

Все в жизни происходит не случайно. Будучи родом с Кизлярщины, Сахаров руководил Государственным Уральским хором и часто бывал на родине с гастролями. Со временем, переманив его в родные места, район получил хорошего специалиста по фольклору, ставшего подвижником казачьей культуры.

— Как-то раз он пришел к нам домой и, услышав мое пение, предложил прийти в Терский народный хор, где выступал и мой брат. Коллектив этот был создан при Кизлярском электромеханическом заводе для популяризации казачьей культуры. Это было в 1996 году. К тому времени я уже состоялась как жена, мама с определенным жизненным и семейным укладом. Но, видимо, было что-то еще, к чему тянулась моя душа. Я ведь сама из терских казачек, — рассказывает Наталья Владимировна, а гены — вещь упрямая и свое всегда возьмут. Отец мой хорошо танцевал, мама пела в ансамбле «Рябинушка», считавшемся предшественником «Яблоньки».

Девять лет я проработала в хоре, в 2005 году меня пригласили в народный ансамбль «Яблонька» солисткой-вокалисткой. В то время там работала талантливая Галина Бычкова.

Традиционные песни, обряды и народные частушки – то неоценимое достояние, которое было собрано нами во время фольклорных экспедиций. Снаряжались они к бабулям – живым источникам нашей истории. Благодаря им они обрели вторую жизнь, избежав забвения.

— А знаете, чем отличается фольклорный коллектив от народного? – спрашивает Наталья Владимировна. Аутентичностью, первозданностью. Народная же песня может быть в обработке. Когда идет смешение культур, от аутентичного мало что остается, поэтому мы не ставим задачей сохранить полную достоверность материала. Наши выступления рассчитаны на любую аудиторию. Каждый слушатель найдет для себя что-то близкое и родное. Для людей постарше — один репертуар, для молодежи стилизуем, придаем оригинальность. Сейчас это модно, хотя и не всегда оправдано. Но достучаться до зрителя иначе не получится.

Сегодня в составе нашего коллектива 9 человек. Все они работники Центра культуры. Новый день, репетицию начинаем с распевки. Делаем упражнение на дыхание, читаем скороговорки. Сейчас работаем над песней «Камаринская», «Собирайтесь, девчата» — это песня некрасовских казаков, потомков донских, живших в Ставропольском крае. Там мы ее и услышали на фестивале «Поет село родное». Исходя из нашего девиза: услышал, понравилось, запиши – песня прижилась и пополнила наш репертуар.

Наш коллектив владеет певческим стилем нескольких областей России — Орловской, Воронежской, Белгородской, различными направлениями отечественной народной музыки и, конечно, авторскими композициями. Старинный казачий романс «Я когда-то была молодая» — о женской доли, труде. Прекрасный баянист Александр Старшинов, заслуженный работник культуры, автор музыки ко многим песням. Его же «Казачью походную» в соавторстве С. Ралло можно считать визитной карточкой коллектива. Это наш гимн, талисман, с которого чаще всего начинается выступление. А еще ни одно мероприятие не обходится без терской лезгинки. Взаимопроникновение культур неизбежно, ведь народы живут бок о бок друг с другом. Это сказывается и в одежде, когда в старину терских казачек было не отличить от черкешенок.

— Сегодня вся наша работа не будет полной, если мы не подготовим себе смену. Для этого выезжаем по селам, присматриваемся к молодежи. Помню, в детстве сама любила слушать песни терских казаков. Они поют о том, что сердцу дорого. Народные песни в их исполнении – это бережное отношение к традиционным элементам, составляющим часть нематериального культурного наследия страны. Основу казачьей традиции составляет мужское многоголосие. Женские голоса, как и в жизни, на вторых ролях, – говорит Наталья Владимировна.

— Мне повезло, что вокруг меня было много талантливых людей, моих учителей. Не будь их, может, не состоялась бы и моя творческая карьера. Поднимая свой профессиональный уровень, ежегодно принимаю участие в различных мастер-классах. В этом году прошла обучение и переподготовку на художественного руководителя народного ансамбля в городе Иваново. Еще три года назад специализацию по казачьей культуре в Ставрополе проходила у специалистов ГРДНТ им. В.Д. Поленова .

— Возвращаясь к « Яблоньке», не могу не сказать несколько слов об истории создания и о тех, кто стоял у ее корней. В 1985 году на базе Кизлярского районного Дома культуры из работников сельского клуба был создан коллектив. В том немалая заслуга его основателей Цыганкова, Курочкиной. Много лет поддерживала коллектив начальник управления культуры Кизлярского района Лидия Дунаевская.

В 2000 году коллективу присвоено звание народного. Разные песенные стили и жанры, красивые колоритные костюмы, плясовые номера делают выступление нашего коллектива настоящим праздником, интересным людям любого возраста и национальности.

Первыми заметными успехами стали выступление на фестивале «Шолоховская весна», на фестивале в Москве в 2006 году, Международном фестивале народного творчества «Интерфолк в России» в Санкт-Петербурге в 2007 году, в Чеченской Республике. Ансамбль — постоянный участник республиканских фестивалей и конкурсов «Горцы», «Каспий — берега дружбы» и других.

Сегодня коллектив ансамбля бережно хранит традиции русской песенной культуры, ее глубину и открытость, духовную чистоту и жизнелюбие. В то же время его творчество пронизано чувством современности, связью времен и поколений. У «Яблоньки» свой, особенный стиль исполнения песен, в которых ярко и гармонично сочетаются казачье пение и музыкальный колорит традиций народов Кавказа.

Статьи из «Народные мотивы»