Последнее причастие потерянных
Государственный академический русский драматический театр им. М. Горького из Казахстана в рамках IV Международного фестиваля русских театров привез на суд дагестанского зрителя драму «Последнее причастие» по повести казахского писателя Оралхана Бокея. Инсценировку и перевод осуществил другой казахский писатель, профессор Мухамидия Ахмет-Тюре. Спектакль впервые показан за пределами страны.
«Религия, отношения между нациями, социальная разобщенность – все эти вопросы подняты в спектакле. Мы и в прошлом году участвовали в фестивале с «Мастером и Маргаритой», но на этот раз отдали предпочтение национальной драматургии. Я уверен, что всем понравится постановка. Смотрится на одном дыхании и очень легко», — прокомментировал постановку директор и художественный руководитель театра Еркин Касенов.
Драма, построенная на сложных человеческих взаимоотношениях, любви к Родине, смене поколений, надежде и борьбе с пристрастием к алкоголю, разворачивается на фоне горных хребтов, холмов, бескрайних лесов и рек. На сцене нет «плохих» и «хороших». Есть казахский бизнесмен, разводящий диких пчел, забывший о своей семье, ослепленный деньгами. И есть русский пьяница, образованный, но потерявший смысл жизни и опустившийся на самое дно без особых на то причин. Мать бизнесмена Ерика («папаха в юбке», как отметил сидящий позади мужчина) пытается поставить на путь истинный и того, и другого, но в итоге погибает от укуса пчелы, ничего не добившись. А мораль? Режиссер оставил выбор за зрителями.
«Поначалу мне показалось, что все монотонно и затянуто, но позже все стало динамично развиваться и полностью захватило внимание. Уверен, что никто не уйдет после антракта и досидит до конца. А актерской игре, будь я критиком, поставил бы пятерки. Подобраны очень простые, но удачные костюмы. Единственное, что немного портит картину, на мой взгляд, – это «давящие» декорации», — поделился своими впечатлениями директор Аварского музыкально-драматического театра им. Гамзата Цадасы Магомедрасул Магомедрасулов с корреспондентом «ДП» в антракте.
После перерыва действие началось с рок-музыки, и, судя по переглядываниям в зале, многие подумали, что это ошибка. Но и дальше смена сцен сопровождалась современной музыкой. В зале прохладно, но на лицах актеров выступает пот из-за полной самоотдачи. Зал аплодирует стоя и очень долго.
«Я, честно говоря, не ожидала такой сильной актерской игры и даже не знаю, какими критериями оценивают театральные критики, но думаю, что Станиславский сказал бы «верю». Я на первой постановке в рамках этого фестиваля, а после таких эмоций обязательно пойду на все следующие», — сказала зрительница Барият Идрисова.