Купить PDF-версию
09:55 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
09:49 05.03.2020

Посвящение Готфриду Гасанову

Так уж сложилось, что в один год родились ставшие значительными величинами в истории культуры Дагестана три корифея – основоположник дагестанского изобразительного искусства Муэтдин-Араби Джемал, основатель ваяния, первый скульптор Хас-Булат Аскар-Сарыджа, зачинатель профессиональной музыки Готф­рид Гасанов. Эти гиганты в своих направлениях определили ход истории дагестанской художественной культуры.

Народный артист РД, художественный руководитель и главный дирижер Государственного оркестра народных инструментов Новруз Шахбазов пригласил махачкалинцев и гостей столицы на концерт-посвящение композитору, педагогу, пианисту Готфриду Алиевичу Гасанову. В этом году исполняется 120 лет со дня его рождения.

Вечер открылся вступительным словом выпускницы Ростовской консерватории им. С. Рахманинова, музыковеда, кандидата искусствоведения, члена Союза композиторов Эльмиры Абдуллаевой. Старшему поколению музыкантов, которые с благодарностью к организаторам концерта пришли в зал Кумыкского театра, хорошо известны заслуги Г. Гасанова, а вот молодежи, любителям музыкального искусства ведущая рассказала о его творческом пути.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Государственной премии композитор Г. Гасанов – создатель крупных произведений симфонического и вокально-инструментального жанра, автор первой в музыкальном искусстве Дагестана оперы «Хочбар», детского балета, музыкальных комедий, ораторий, кантат, рапсодий, сюиты, романсов, песен, музыки для театра и кино… Он первым из музыкантов республики был принят в Союз композиторов СССР и оставил дагестанцам богатое наследие как композитор, причем во всех жанрах от первых больших полотен – оперы и балета – до блистательных концертов, прелюдий для фортепиано и оркестра.

Выпускник Ленинградской консерватории по классу фортепиано и по классу композиции в 1926 году организовал первое музыкальное училище, открытое в Буйнакске и затем переведенное в Махачкалу, которое носит имя его основателя. Он же открыл в 1935 году первый в республике Дом художественного воспитания, хорошо нам знакомый как Дворец пионеров. Один из организаторов Ансамбля песни и танца Дагестана – первого профессионального государственного музыкально-этнографического коллектива. Г. Гасанов был также художественным руководителем Даггосфилармонии, участвовал в экспедициях по сбору, изучению национальной музыки в горные районы и заложил основу научно-исследовательской работы в области музыкальной фольклористики.

Организатор специального музыкального образования, он преподавал в Самаре, Ленинграде, Махачкале. Среди его учеников – композиторы Сергей Агабабов, Ширвани Чалаев, Казбек Шамасов, Камиль-Паша Алискеров, пианистка и педагог Рена Эфендиева, музыковед Манашир Якубов и другие видные музыканты.

О вкладе этого удивительного человека, патриота дагестанской культуры можно говорить бесконечно, и каждый из крупных этапов деятельности Готфрида Гасанова был в этот вечер проиллюстрирован оркестром народных инструментов под руководством маэстро Новруза Шахбазова и лауреатом международных конкурсов, заслуженной артисткой РД пианисткой Дианой Увайсовой, солирующей в Рапсодии для фортепиано с оркестром, сюите в трех частях, где явственно проступают кумыкские народные мотивы с красивыми переходами от одной музыкальной темы к другой. Веселая, светлая, безоблачная музыка сменяется пасторальной плавностью утренних пейзажей просыпающегося горного аула с дремлющей природой. Нарастающая энергия пробуждения переходит в эмоциональную игривость, веселье.

Готфрид Гасанов обучался на произведениях западноевропейской и русской классики, при этом замечательно оркестровал свои яркие национально окрашенные произведения для фортепиано с оркестром национальных инструментов Дагестана, Кавказа. С первых нот произведения ощущается народный характер людей, живущих среди скалистых пейзажей, ущелий, несущихся рек. Все его творчество пронизано преданностью и любовью к народной музыке, ее национальным истокам.

Вторая часть концерта была наполнена темпераментной музыкой молодого композитора Рашида Бекерова с демонстрацией взрывности, экспрессии и тонким пониманием национального характера, быстрой сменой внутреннего состояния.

Новруз Шахбанов интересно выстроил программу концерта, объединив творческую фантазию классики прошлого века и современника, живущего в этом суетном мире. Удивительно, как они похожи и какие разные оригинальностью тембральных и динамических решений, но соединенных интонациями народной музыки.

В творческом портфеле Рашида Бекерова также произведения для симфонического и камерного оркестров, оркестра народных инструментов, музыка к театральным постановкам, произведения для фортепиано. Новруз Шахбазов показал творческую преемственность поколений, продемонстрировал, что руководимый им коллектив оркестрантов достойно выполняет музыкально-просветительскую миссию и пропагандирует народную и профессиональную музыку дагестанских композиторов.

Статьи из «Культура»

Иван Хлестаков из Махачкалы

20
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

28
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

16
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

26
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...

Музыкальные впечатления

7
Дагестанская филармония провела концерт, посвященный 185-летию со дня рождения выдающегося...

Умрет ли писательство как профессия?

5
Сколько сегодня зарабатывают писатели в России? Почти ничего, к сожалению. Более того, сами издательства требуют у авторов...

Призвание дагестанской интеллигенции

13
Дагестан – признанный регион уникальной многонациональной культуры. Её творцом, носителем и распространителем...

Загадочный ашуг с глубоким взглядом

28
Эти пронзительные строчки со смыслом не могут не...

«Отважный джигит» всех победит и зло искоренит

56
А вы знали, что папа римский Иоанн Павел II...

Экскурсия по театральному закулисью

13
Праздник театрального искусства подарил зрителям...

Кубачинский котёл

12
В XIX – начале XX века в Дагестане был ряд крупных центров обработки меди. В их числе село...

Айгум Айгумов: «Театр – мой дом»

16
«Театр начинается с вешалки», – сказал когда-то...