09:26 | 22 января, Пн

Махачкала

22.01.2018
1EUR69.3953Руб0.0000
1USD56.5892Руб0.0000

Правдиво о войне

A- A+

В спектаклях о войне очень легко скатиться в штампы. Я имею в виду излишний патриотизм, пафос, нарочитый трагизм. Грешат этим, к сожалению, многие авторы. Те, например, кто пытается рассказать молодому поколению о Великой Отечественной войне, имея весьма поверхностное представление о ней, потому что родились в совершенно другой стране. Новому спектаклю «Мамочки», поставленному в Русском театре московским режиссером Вячеславом Терещенко, всего этого удалось избежать.


Пьеса «Мамочки» Владимира Зуева – о женщинах, которые по собственной воле отправляются в ад войны, ищут солдат-сыновей живыми или мертвыми. Драматург был в числе тех, кто во время боевых действий в Чечне возил­ туда гуманитарную помощь российским солдатам. Среди попутчиков он и нашел прототипов своих героев. Так в основу сюжета легли реальные истории солдатских матерей.

Пьеса была написана в 2011 году, успела завоевать немало наград, она лауреат первой премии Международного конкурса «Евразия-2006» в номинации «Пьеса на свободную тему», лауреат премии «Долг. Честь. Достоинство-2007» ФСБ РФ и журнала «Современная драматургия».

Режиссер подразумевал конкретную войну в Чечне, но в спектакле рамки расширены – речь в нем идет о войне вообще. О беде и горе, которое она приносит, разрушая всё человеческое, что есть в людях, ломая семьи, нормальное течение жизни. «В предлагаемых обстоятельствах войны в спектакле не прозвучит ни одного выстрела. Не всегда, я так предполагаю, были войны на земле, но наша монетизированная цивилизация такова, что без войн жить нельзя. Однако все кризисы от недостатка любви. Любовь движет всем, а всё остальное – вытекающее», – говорит режиссёр. По словам Вячеслава Терещенко, постановка станет гражданским высказыванием театра по поводу того, что сегодня делает «партия войны» в мире.

В спектакле речь идет о войне вообще. О беде и горе, которое она приносит, разрушая всё человеческое, что есть в людях, ломая семьи, нормальное течение жизни

Спектакль показывают в малом зале Русского театра, и он действительно тихий. Но это наполненная тишина, не позволяющая оторваться от того действа, что происходит на сцене. Это история о женщинах, почти сошедших с ума в поисках своих сыновей…

IMG_0104.jpg

Как мы уже говорили, постановка избежала штампов. Отчасти может быть потому, что пьеса написана на современном материале – недавней войне в Чечне. Нерв еще не ослаб, и боль где-то витает в воздухе, в людях, которые до сих пор живы и хорошо помнят эту войну. Здесь важен язык диалогов, заставляющий поверить в то, что совсем недавно, еще вчера, это происходило с такими же людьми, как мы. Молодые солдаты-сыновья говорят не высокопарными фразами героев, а как подростки с соседней улицы, не стесняясь крепких выражений. И им веришь, потому что в армии, а тем более на войне, не до нежностей. Это другая реальность – с другими законами, с другой остротой восприятия жизни. И спектакль заставляет зрителя почувствовать это если не всей кожей, то всем сердцем.

Отдельного упоминания заслуживает атмосфера абсурда (что может быть абсурднее, чем война?), созданная соответствующим музыкальным сопровождением (Анастасия Ильгова и Вячеслав  Терещенко) и игрой света и тени (Адиль Адильханов). Убедительно играют все дагестанские актеры: заслуженная артистка РД Елена Чистякова, Анжелика Аксенова, Афанди Айнутдинов, Алина Абдулганиева, Артур Джахбаров, Вера Гречанникова, Ирина Таланова, Арсен Хирамагомедов, Станислав Ходяков. Любыпытно было увидеть в роли военной журналистки Анну Безрукову, которую мы привыкли видеть в строгом костюме в статусе  депутата Народного Собрания РД.

Единственное, по моему мнению, что не вязалось с удивительной атмосферой театрального вечера, – это ребята в белых футболках из движения «Волонтеры Победы», которые помогали гардеробщицам и смотрителям зала. Во-первых, их помощь сотрудникам театра и зрителям была явно не нужна, а во-вторых, если уж отправлять молодежь на подобные мероприятия, то надо по крайней мере научить их правилам поведения.  

Вчера отмечался Всемирный день театра. И если вы никогда (не дай бог!) не были в театре или забыли туда дорогу, попав на неудачный спектакль, то «Мамочки» – достойный повод прикоснуться к этому искусству. На два часа вы забудете о привычной жизни, погрузившись в особый мир, созданный не на киноэкране, а здесь и сейчас – игрой живых актеров, света и звука. Ближайший показ спектакля «Мамочки» запланирован на 2 апреля.

Статьи из рубрики «Культура»