Купить PDF-версию
11:22 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
11:37 18.11.2016

Праздничное кино Болливуда

В Индии в год снимается более 1000 фильмов, в этом местные кинематографы опережают голливудских коллег и Китай. Мы привыкли считать, что индийское кино – это картины с обилием песен и танцев и довольно плоскими сюжетами, а снимают их дилетанты. Однако примитивность индийского кино – еще один миф, который пора развеять. Режиссер Кумыкского театра Рабиат Осаева прожила в этой удивительной стране два года, изучая искусство кинематографа.

— Рабиат, почему именно Индия?

— Я выиграла государственный грант Индии для иностранных студентов по программе ICCR («Индийский центр культурных отношений»). Училась в Film and Television Institute of India (Институт кино и телевидения Индии). Образование в Индии очень сильно ценится, потому что его трудно получить. Институт находится в Пуне – это город по соседству с Бомбеем, где сосредоточено большинство вузов страны. Этакий студенческий город-мегаполис, побольше Москвы будет. В ГИТИСЕ я училась на театрального режиссера, а в Индии закончила магистратуру на режиссера кино. Почему-то все хотят выучиться на режиссеров, но есть много более прикладных, прибыльных специальностей. Видеомонтаж, например. Это не просто «порезал-склеил», как у нас воспринимают. Это способ разговора со зрителем, где ты можешь с помощью одного материала рассказать десять совершенно разных историй. Видеомонтаж – это особое искусство. И, кстати, самые крутые индийские режиссеры – бывшие «монтажники».

— Как строился ваш учебный день?

— Занятия шли с утра и до глубокой ночи, в общежитие возвращались только спать. Институт — это целый город со съемочными площадками. В один момент я поймала себя на мысли, что за два года в Пуне я в город толком не вышла. Днем ты на занятиях, а ночью обсуждаешь с однокурсниками, как будешь снимать завтра. А по вечерам в собственном кинотеатре института смотришь фильмы – от классики до современных.

— Уж слишком замкнутый процесс обучения, не находите?

— Кинопроизводство – вообще замкнутый процесс. Оператор будит тебя в три утра, и ты встаешь и обсуждаешь его идею. Педагоги намеренно создавали такую ситуацию, при которой ты будешь находиться в производстве фильма постоянно. За 45 дней должен снять 90-минутный фильм. Каждый час — это деньги. Педагоги там не ведут курс от начала до конца, нас приглашали на воркшопы (двухдневные, недельные мастер-классы). Обучение проходит очень интересно. Мы встречались с мировыми режиссерами, такими как Кшиштов Занусси, не говоря уже о корифеях индийского кино – Вишал Бхардвадж, Рахуль Ганди. Государство оказывает большую поддержку киноиндустрии, поэтому у них кино и развито так сильно. Дипломная работа каждого студента обходится государству от пятисот до миллиона индийских рупий.

— Почему же мы не видим фамилии индийских кинематографистов в мировом кино?

— Они очень востребованы у себя на родине. Топовая актриса Индии Дипика Падуконе зарабатывает за фильм 90 миллионов рублей. Конечно, болливудские актеры зарабатывают меньше голливудских, ведь в индийских фильмах есть цензура – их можно смело смотреть всей семьей. Поэтому они распространены в мусульманских и азиатских странах. При этом фильмы красочные, яркие. Но Болливуд — это не только танцы с песнями. Есть много арт-кино, воспитательного кино. Просто они не идут на экспорт, потому что восприятие индийского кино за рубежом достаточно однобокое – это танцы с песнями, Шахрукхан. Я его называю «праздничное» индийское кино.

— А серьезного кино в Индии много?

— Очень. Можно посмотреть фильм Санджайа Бхансали «Мольба» — о бывшем фокуснике, живущем в ожидании эвтаназии, Вишала Бхардваджа «Хайдар» — о трагедии в Кашмире, индийская адаптация «Гамлета». Кстати, я свои курсовые работы – два короткометражных фильма – делала тоже на адаптациях. Первый фильм «Ведьма» по Чехову, а дипломный — по «Дон Кихоту» Сервантеса. Получилось интересное сочетание — индийское кино с русским психологизмом.

В Индии очень сильные актеры. Многие из них могли рассказать мне историю русского театра, знали систему Станиславского лучше меня. Но Болливуд вынуждает их идти по плоскости, не уходя в глубину. Это плохо. Они учатся на фильмах Тарковского, смотрят всю мировую классику. Там много театров, работающих по системе Станиславского. В Индии совершенно не развито кинопиратство. Пойти в кино могут себе позволить и богатые, и бедные. И кстати, голливудское кино у них не очень популярно – всего 5% людей идут на него.

katushka.net.jpg

— В Дагестане не снимается большое кино, а ведь направление довольно перспективное…

— Нужны деньги, поддержка. Глупо говорить, что можно снять кино  своими силами. Ты можешь не платить гонорары артистам, технической команде, но кормить-то ты их должен. И чтобы кино заработало что-то, нужно делать его качественно. У нас очень много ребят, которые могут написать хороший сценарий, но им тоже нужна мотивация.

— Почему вы не продолжили работать в Индии?

— У меня была такая возможность, и даже сейчас есть много предложений. Но мне хотелось снимать, про нашу республику, про то, что и здесь есть люди, которые встречаются, влюбляются. Было бы здорово если бы кто-то из дагестанцев поехал туда учиться, и к нам вернулись бы специалистами. Чтобы, когда я захочу снимать кино в Дагестане, мне не пришлось приглашать операторов, художников, монтажников со стороны.

— Какое кино вы хотите снимать?

— Мне хочется снимать фильмы, которые будут утверждать мир, говорить о простых человеческих ценностях.

 

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

1
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

2
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

1
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

25
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...