Купить PDF-версию
03:24 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
11:39 18.07.2009

Преданность театру

Выдающийся поэт современности Расул Гамзатов не всем говорил, что кто-то является его другом. Но среди тех, к кому он относился с симпатией и теплотою души, был директор Аварского музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы Хабиб Пахрудинович Гаджиев. «Я готов с ним поехать в любую командировку, даже в космос», - сказал однажды Расул Гамзатович, когда среди друзей шел разговор о Хабибе Гаджиеве, - потому что он очень собранный и преданный человек, душевный собеседник, с ним не бывает скучно.

Он хотел стать врачом, но провалился на вступительных экзаменах в институт. Но тут он узнал, что идет набор в Тбилисский театральный институт. Хабиб Гаджиев успешно сдал вступительные экзамены. И в тот 1960-й год 10 парней и 6 девушек поступили в аварскую студию Тбилисского театрального института имени Шота Руставели.

Здесь преподавали известные люди искусства: народные артисты СССР Коте Махарадзе, Серго Закариадзе, режиссер Додо Алексадзе, Михаил Туманашвили вел семинарские занятия. Студенты восхищались высокими человеческими качествами ректора института, профессора И.Тавадзе, всегда интересующегося их жизнью и учебой. А как он задушевно вел беседы о профессии актера!

Студенты поставили в институте два спектакля. Один из них — драма Флетчера «Испанский кашиш» — стал их курсовой работой; второй спектакль — «Лавина» Мревлешвили — дипломной.

На этих спектаклях основные роли сыграл Хабиб Гаджиев.

Окончившие в 1964 году Тбилисский театральный институт тринадцать дипломированных дагестанцев вернулись домой. Аварский музыкально-драматический театр имени Гамзата Цадасы пополнился новыми артистами. Коллектив театра с радушием принял их. И сразу же направил в горные районы показывать зрителям спектакли, поставленные в Тбилиси.

За годы работы в Аварском театре молодой актер Хабиб Гаджив сыграл очень много ролей. Самую высокую оценку у зрителей получила роль Османа в спектакле «Горянка» по поэме Расула Гамзатова. Показав этот спектакль в городах и селах, труппа театра отправилась к белоканским и закатальским аварцам Азербайджана. После одного представления один из старожилов Белоканы подошел к Хабибу Гаджиеву, крепко пожал ему руку и сказал: «Я был очень злой на тебя за то, что ты много пьешь, обижаешь хороших девушек и занимаешься не простительными делами. А на самом деле в жизни ты оказался порядочным, культурным, веселым человеком. Как можешь, Хабиб, себя так изменить на сцене?

Только сейчас я понял: у тебя талант…».

Хабибу Гаджиеву не удалось отдать себя и свой талант театру. Врачи советовали временно оставить работу в театре. Тяжело было Хабибу слышать такое. Ведь эту профессию он выбирал на всю жизнь, любил ее, и люди высоко оценили его мастерство.

Семь лет отдал Х.Гаджиев комсомольской работе. Потом его назначили директором госфилармонии. Нелегко пришлось ему на новом месте. В те годы с концертами в республику приезжали эстрадные бригады со всего Союза. Бывало время, когда в один день приезжали 10-15 групп. Их надо было встретить, разместить в гостиницах, отправить по городам и районам республики, обеспечивая транспортом.  

Вся эта работа на высоком уровне была организована директором филармонии.

Где бы ни работал, на какие бы должности ни назначался, Хабиб Пахрудинович не забывал свой родной театр. И вот в 1978 году с целью повышения своих знаний он едет в Москву на курсы руководящих работников культуры при ГИТИСе. Среди слушателей были директора, режиссеры театров страны, руководители концертных бригад. Многое дали эти курсы Х.Гаджиеву для развития творческого мировоззрения. Здесь будто заново открылись ему двери в большой мир искусства. И вот все эти навыки, мастерство, художественное мышление, приобретенные заново на курсах, Хабиб Пахрудинович по возращении в Дагестан с любовью передает родному театру. И вскоре Министерство культуры республики назначает его директором Аварского музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы.

Первый же день Хабиб Пахрудинович начал с перестройки работы. В неудовлетворительном состоянии находилось внутреннее помещение театра. Годами не проводился ремонт.

Даже нормального занавеса на сцене не было. Инвентарь старый, вышедший из строя. Нужны были деньги. Но просить их директор ни к кому не пошел. Он так умело распределил свои возможности и резервы, что вскоре купил четыре «рубашки» для сцены, отремонтировал полностью помещение, на замену кресел достал в министерстве культуры РСФСР деньги. И лишь когда театр был обновлен, директор занялся творческой работой.

Репертуар театра пополнился спектаклями драматургов разных национальностей не только Дагестана, но и всей страны. Слава Аварского театра росла из года в год. Об этом говорит народная поэтесса Фазу Гамзатовна Алиева, не пропускавшая ни одного спектакля родного театра.

— Хабиб Пахрудинович сумел поднять авторитет Аварского театра на высоту театрального искусства. Я смело могу разделить мой родной театр на два периода — до Хабиба Гаджиева и при нем. Действительно, работая с коллективом, он своей страстью, темпераментом, мужеством и мудростью смог сделать такие подвижки в театре, которых не было до него. Я знаю, что он сможет еще многое сделать для блага родного театра и его коллектива.

В росте мастерства театра важна роль талантов сцены П.Хизроевой, М.Абдулхаликова, С.Меджидовой, А.Махаева, О.Багдулова, Г.Казиева, А.Мамаевой, А.Магомедова, Х.Абдулгапурова, Г.Такиева и других. Благодаря чуткому руководству директора Аварский театр стал набирать высоту. За это Министерство культуры республики неоднократно поощряло его переходящими знаменами, дипломами.

Хабиб Гаджиев, как выразился народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, песенные и фольклорные ценности родной Чароды соединил с общенародной ценностью культуры и поэтому, работая директором Аварского театра, очень многое сделал для приумножения и развития славы нашей культуры. За это ему присвоены высокие звания заслуженного работника культуры Российской Федерации и Дагестана.
 

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

2
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

1
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

8
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

77
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

26
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

8
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...