Купить PDF-версию
05:01 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
06:40 11.07.2009

Прийти в профессию и остаться

Художественно-графический факультет Даггоспедуниверситета в 1997-1998 учебном году стал факультетом Института искусств им.Халилбека Мусаясула.

Этому способствовали немалые успехи как в учебной, так и в творческой, выставочной деятельности. Многолетний опыт художников-педагогов, большинство из которых к тому времени имело звания заслуженных деятелей искусств России, Дагестана, их собственные методические разработки, существующая материальная база позволили создать многоуровневую образовательную художественную систему. В Институте искусств было образовано три отделения: педагогическое, изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Увеличилось количество специальностей. В июле 2003 года я написала статью: «Сенсация, оставшаяся незамеченной». Это был материал о первом выпуске профессиональных художников в Дагестане. Если до этого худграф готовил учителей, то впервые из его стен в большую жизнь вышли живописцы, мастера декоративно-прикладного искусства. Экзамен держали не только студенты, но и их руководители – профессор А.Мусаев, И.Шовкринский. А уже следующий год был более «урожайным» — помимо живописцев на кафедре изобразительного искусства защищались графики и скульпторы.

И вот выпуск 2009 года. Только на кафедре живописи ИЗО отделения на днях защищали дипломные работы около двух десятков студентов, которые учились у профессоров Абдул-Загира Мусаева, Гейбата Гейбатова, Хайруллы Курбанова, доцента Арслангерея Акавова, старшего преподавателя Юсупа Ханмагомедова. Они представили интересные работы, разные по жанру, манере исполнения, но все они информационно насыщены, отмечены способностью к обобщениям, проявлениям характера художника.

Так, «Покинутый аул» Зухры Расуловой (преподаватель – профессор Х.Курбанов) удивляет многоплановостью, разной по настроению. Верхушки гор вдали передают целеустремленность, бытовое ощущение красоты отступает, первый же план раскрывает смысловое переживание и весьма эмоционален. Как же неравнодушен автор «Старого аула» Никамагомед Гаджинаев (преподаватель – профессор А.Мусаев) к изображаемому аулу в сумеречную пору времени. Зрителю он становится таким же родным и близким, как и художнику.

Личное отношение к портретируемой гидатлинке выпускницы Марьям Зайнулабидовой (педагог – профессор Х.Курбанов) вызывает уважение. Ее «Портрет горянки» невольно привлекает внимание своей трудоемкостью и серьезным отношением к такому сложному жанру в живописи, как портрет. Полотно передает стремление автора к композиционной целостности, где содержание и форма слиты воедино. Работа несет заряд духовности, понимания внутреннего и внешнего аспектов. Через портрет передается определенная внутренняя культура живописца, каким станет, надеюсь, Марьям Зайнулабидова. Об этом говорю не вдруг, к сожалению, не все выпускники, имеющие диплом художника, независимо от жанровости, работают по специальности. Но это, как говорится, тема другого разговора.

Язык графики и ее главные выразительные средства – линия, штрих, пятно, тон. С их помощью графика запечатлевает неуловимые явления жизни. А как это воплощается, показали дипломники мастерской графики, где преподаватели А.Акавов и Ю.Ханмагомедов. Представленные листы офорта Юлием Колединым под общим названием «Пейзаж» продемонстрировали его стиль. Это кропотливая техника, требующая точности глаза, твердости руки. Преобладание горного, городского пейзажей стало, по всей видимости, определенной традицией в этой мастерской. Об этом свидетельствуют серии работ «Горный край» (кисть, тушь, перо) «Город» (цветная линогравюра), «Пейзаж» (офорт), где подтверждается стремление педагогов не только обучить студентов школе графики, но и стимулировать их путь поиска собственного изобразительного  средства.

Выбор техники у каждого выпускника диктовало осмысление того, насколько она будет адекватна задачам, которые они для себя определили. Для Гульнары Курбановой наиболее приемлемой оказалась цветная линогравюра. Небольшого формата листы образовали красивую серию. Все они разные по настроению, со своим отношением к городу, с каждым из них связаны определенные чувства. «Мост», «Мечеть», «Пляж», «Театр»… Разнообразие архитектуры, разнообразие чувствований. Одобрения заслуживает смелость Гульнары, обратившейся к такой мужской графической технике, как непредвиденная и сложная цветная линогравюра.

Самый физически трудоемкий вид искусства – скульптура, был представлен по традиции Дагестана немногочисленно – всего двумя дипломниками. Два года за небольшую историю этой мастерской вообще не было выпускников, ведь так непросто обладать пластическим видением, духовной и физической силой для работы с массой глины, камнем при определенном потенциале творческого мышления. Даже в признанных, престижных художественных вузах страны набор на специальность «скульптура» бывает самым малочисленным. Марат Мусаев в своей работе под обобщающим названием «Медицина» передал трепетное отношение к изображаемой девушке в медицинском халате и колпаке.

Эти два атрибута специальной одежды – вот и все, что указывает на оправдательность названия. Эта скупость изобразительных средств вряд ли может претендовать на такое объемное название, что и вызвало оживленные дебаты рецензента и приемной комиссии. Хотя сама скульптура девушки, дерзкой, молодой, стройной, грациозно расслабленной, единодушно была одобрена с пожеланиями дальнейшего совершенствования в профессии.

Другой дипломник народного художника России Гейбата Гейбатова – Тимур Юнусов как-то противоречиво смотрелся на фоне своей скульптуры «Колокольчик». Юноша — эдакий игривый весельчак, со смеющимся взглядом, торопливый в движениях развитого мускулистого тела, готовый в любую минуту сказать какую-либо остроту, как-то контрастно смотрелся рядом с совершенно живым человеком из глины в изодранном пиджаке, видавших виды брюках, так и видится, с грязным узелком, собранным по принципу: все свое ношу с собой. В пластически изогнутой позе он звенит в колокольчик в поднятой над головой рукой. Хорошие знания анатомии, наблюдательность зоркого, запоминающего взгляда на жизнь в каждом ракурсе скульптуры раскрывают новую грань замысла. Живая энергетика передает боль социально униженного человека, нет, не призывающего колокольчиком к вниманию окружающих, а бьющего в набат с выкриком: «Так жить нельзя!» Это символ страдающего человека, но сильного духом, о чем свидетельствует пластика его тела, неунывающее лицо.

Он как бы призывает к спасению, вовсе не себя, а тех, кто оказался в подобной ситуации. Способность через индивидуализацию воссоздаваемого образа человека обратиться ко всему обществу с социальной темой, такой животрепещущей в современном социуме, под силу только глубокому художнику. А рядом с этой фигурой стоял автор – улыбающийся направо и налево молодой благополучный юноша, как оказалось, с цепким глазом и невеселыми мыслями.

— Оставайтесь в профессии, не зарывайте себя, — напутствовала профессор Наталья Мусаева, высказывая свое впечатление от работы дипломника.

Позади годы учебы, годы творческого поиска и воплощений. Годы общения со своими институтскими мэтрами. Пора расставаний и надежд. Надежд на реализацию своего потенциала, заявившего о себе в дипломных работах, но такого еще не окрепшего, требующего постоянной эксплуатации, чтобы огранить талант. А что он есть, говорили педагоги на выпуске, характеризуя работы каждого дипломника. А еще говорили, что сожалеют расставаться со многими из них, ибо они с достоинством представляли свое поколение художников на выставках разного уровня и с честью отстаивали доброе имя института и Дагестана.

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

8
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

24
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

115
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

43
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...