Прикосновение к истории
Богата история нашего края, самобытна и неповторима культура каждой народности. В рамках фестиваля «Цамаури», посвященного 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства и 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова, в с.Хидиб Тляратинского района раскинулись майданы. Каждое село района представило свое историческое наследие, культуру, традиционную одежду и блюда.
Представители села Кутлаб зазывают народ к своему майдану песнями и плясками. Маржанат играет на пандуре, Бика, Разият, Ума и Салихат протяжно напевают аварские мелодии. Их песня о родном крае, преемственности поколений, о патриотизме. Салихат рассказывает, что по сей день они идут по жизни с песней. Пашут поле – поют, собирают урожай – поют, убаюкивают ребенка — поют, готовят еду, доят корову — тоже поют. – С песней никакой труд не страшен, работа приносит удовольствие. Наши дети должны расти на песнях и мелодиях наших предков, передавать их своим детям, беречь их пуще хлеба, – говорит Маржанат. — Не будет такого вкусного хлеба, если в поле перестанут петь, если забудут мелодию, рожденную этими горами и скалами, этой землей под этим небом.
В майдане села Камилюх можно было отведать овечьего сыра. Чтобы сохранить вкусовые особенности и полезные свойства сыра, горянки хранят его в обработанной козлиной шкуре, залив сывороткой. И чем дольше хранится, тем он ценнее. Украшают «шатер» и ковер, которому более трехсот лет, и старинные чувяки, и женская национальная одежда. Юнус Рамазанов рассказывает, что многие ткачихи по сей день вплетают в свои ковры замысловатые узоры старины.
Десятки лет назад обувь, изготовленную из кожи бычьей головы, носил каждый горный житель. А сегодня подобный атрибут пополняет коллекцию исторического наследия села.
Заведующий детсадом Шейх Махтимагомедов пытается привить своим маленьким воспитанникам любовь к своему горному краю, уважение к традициям, обычаям гор. А в этом ему помогают старинные вещи. – В детском саду открыт небольшой музей, в котором собраны многовековые изделия: украшения, хозяйственная утварь, книги и т.д. Главная страсть горцев – верховая езда. Закон гор: у истинного горца не должна спадать бурка с плеч. Этой «науке» учат мальчишек еще с колыбели. Раньше бурка была обязательным атрибутом горца, но сегодня этот вид одежды стал почти декоративным. Лишь по праздникам можно увидеть мужчин в бурках.
Бурка внесла свою лепту в историю Дагестана: обернув в бурку, крали невест, на полях сражений она служила щитом от удара кинжала, на ней выносили раненых с поля битвы. Она защищала горца и лошадь от палящего зноя и промозглого дождя. На плечах Шейха Махтимагомедова висит бурка, на голове папаха, и, несмотря на преклонный возраст, он запросто садится на коня, без седла, и уносится вдаль.
Подрастающие горянки из с. Кутлаб встречают гостей в национальных костюмах. Сельсовет Гведышинский украшен стенгазетами о жизни и творчестве Расула Гамзатова. Патимат сбивает масло в специальной бочке, подвязанной горизонтально к четырем вертикально установленным бревнам. Как говорит женщина, этот метод передается из поколения в поколение и неизменен поныне.
Практически в каждом майдане женщины пряли пряжу и вязали. В некоторых из них можно было попробовать национальный напиток тляратинцов — тIехь. Здесь говорят, что нет такой женщины в горах, которая не умела бы его готовить. Горцы считают его эликсиром бодрости и энергии. Но все же в каждой сакле у него свой особенный вкус, переданный бабушкой внучке.
«Сельсовет Кардибский» украшен медными тарелками 1930-х годов и сумахами, на полу ведра, наполненные земляникой. Поначалу планировалось продавать десятилитровое ведро ягод от 1000 до 1500 рублей, но потом решили угощать гостей. – Законы гостеприимства святы для нас, и никакой рубль не способен отвернуть нас от гостя — уверяет Муртазали Магомедов.
Присоединение Дагестана к России дало ощутимый толчок развитию республики. Горцы начали получать образование в Санкт-Петербурге и других городах страны, укрепились торговые связи. Русские купцы стали завозить в регион железо, свинец и порох. В майдане Тляратинского сельсовета висит кремниевое ружье 1852 года, около 20 кг весом. Такие ружья имелись в каждой сакле и всегда висели у дверей, готовые в любой момент нанести поражение чужеземному врагу. И по сей день они хранятся в горских семьях. Магомед Багдинов убежден, что такие ружья имеются только в горских домах, но никак не на равнине. Из Дагестана в самые отдаленные уголки Российской империи отправляли караваны с фруктами, овощами, шерстью… Так Дагестан стал поставщиком продовольствия двора его императорского величества.