Купить PDF-версию
16:36 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
06:11 21.08.2013

Прикосновение к истории

Богата история нашего края, самобытна и неповторима культура каждой народности. В рамках фестиваля «Цамаури», посвященного 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства и 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова, в с.Хидиб Тляратинского района раскинулись майданы. Каждое село района представило свое историческое наследие, культуру, традиционную одежду и блюда.

Представители села Кутлаб зазывают народ к своему майдану песнями и плясками. Маржанат играет на пандуре, Бика, Разият, Ума и Салихат протяжно напевают аварские мелодии. Их песня о родном крае, преемственности поколений, о патриотизме. Салихат рассказывает, что по сей день они идут по жизни с песней. Пашут поле – поют, собирают урожай – поют, убаюкивают ребенка — поют, готовят еду, доят корову — тоже поют. – С песней никакой труд не страшен, работа приносит удовольствие. Наши дети должны расти на песнях и мелодиях наших предков, передавать их своим детям, беречь их пуще хлеба, – говорит Маржанат. — Не будет такого вкусного хлеба, если в поле перестанут петь, если забудут мелодию, рожденную этими горами и скалами, этой землей под этим небом. 

В майдане села Камилюх можно было отведать овечьего сыра. Чтобы сохранить вкусовые особенности и полезные свойства сыра, горянки хранят его в обработанной козлиной шкуре, залив сывороткой. И чем дольше хранится, тем он ценнее. Украшают «шатер» и ковер, которому более трехсот лет, и старинные чувяки, и женская национальная одежда. Юнус Рамазанов рассказывает, что многие ткачихи по сей день вплетают в свои ковры замысловатые узоры старины.
Десятки лет назад обувь, изготовленную из кожи бычьей головы, носил каждый горный житель. А сегодня подобный атрибут пополняет коллекцию исторического наследия села.

Заведующий детсадом Шейх Махтимагомедов пытается привить своим маленьким воспитанникам любовь к своему горному краю, уважение к традициям, обычаям гор. А в этом ему помогают старинные вещи. – В детском саду открыт небольшой музей, в котором собраны многовековые изделия: украшения, хозяйственная утварь, книги и т.д.  Главная страсть горцев – верховая езда. Закон гор: у истинного горца не должна спадать бурка с плеч. Этой «науке» учат мальчишек еще с колыбели. Раньше бурка была обязательным атрибутом горца, но сегодня этот вид одежды стал почти декоративным. Лишь по праздникам можно увидеть мужчин в бурках.

Бурка внесла свою лепту в историю Дагестана: обернув в бурку, крали невест, на полях сражений она служила щитом от удара кинжала, на ней выносили раненых с поля битвы. Она защищала горца и лошадь от палящего зноя и промозглого дождя. На плечах Шейха Махтимагомедова висит бурка, на голове папаха, и, несмотря на преклонный возраст, он запросто садится на коня, без седла,  и уносится вдаль.

Подрастающие горянки из с. Кутлаб встречают гостей в национальных костюмах.  Сельсовет Гведышинский украшен стенгазетами о жизни и творчестве Расула Гамзатова. Патимат сбивает масло в специальной бочке, подвязанной горизонтально к четырем вертикально установленным бревнам. Как говорит женщина, этот метод передается из поколения в поколение и неизменен поныне.

Практически в каждом майдане женщины пряли пряжу и вязали. В некоторых из них можно было попробовать национальный напиток тляратинцов  — тIехь. Здесь говорят, что нет такой женщины в горах, которая не умела бы его готовить. Горцы считают его эликсиром бодрости и энергии. Но все же в каждой сакле у него свой особенный вкус, переданный бабушкой внучке.

«Сельсовет Кардибский» украшен медными тарелками 1930-х годов и сумахами, на полу ведра, наполненные земляникой. Поначалу планировалось продавать десятилитровое ведро ягод от 1000 до 1500 рублей, но потом решили угощать гостей. – Законы гостеприимства святы для нас, и никакой рубль не способен отвернуть нас от гостя — уверяет Муртазали Магомедов.  

Присоединение Дагестана к России дало ощутимый толчок развитию республики. Горцы начали получать образование в Санкт-Петербурге и других городах страны, укрепились торговые связи. Русские купцы стали завозить в регион железо, свинец и порох. В майдане Тляратинского сельсовета висит кремниевое ружье 1852 года, около 20 кг весом. Такие ружья имелись в каждой сакле и всегда висели у дверей, готовые в любой момент нанести поражение чужеземному врагу. И по сей день они хранятся в горских семьях. Магомед Багдинов убежден, что такие ружья имеются только в горских домах, но никак не на равнине. Из Дагестана в самые отдаленные уголки Российской империи отправляли караваны с фруктами, овощами, шерстью… Так Дагестан стал поставщиком продовольствия двора его императорского величества. 

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

3
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

6
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

49
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

24
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

114
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...