Купить PDF-версию
13:24 | 19 марта, Вт
Махачкала
X
10:39 14.10.2021

Путь к человечности проложен веками

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2021 №№275-276
73

В современных условиях меняющегося общественного сознания порою очевидно, как устами и поступками недальновидных людей тут и там искажаются прежние историко-культурологические и социально-педагогические ценности. Общечеловеческие, веками апробированные национально-региональные нормы морали разъедаются духом легкомыслия и вседозволенности. Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать «временем дурных манер». Вместе с прежним порядком совершенно неоправданно предаются забвению ценности, издавна имевшие для человека значимость и смысл. Опыт старших поколений – их политические взгляды, стиль одежды, гендерная мораль ныне – ставятся под сомнение. Агрессивная мотивация поведения части молодежи приближает их к полному краху. Многие утратили нравственные ориентиры. Понятие добра и зла становится относительным.

В этих нелегких для социума общественных условиях важно вспомнить морально-этические нормы, веками служившие духовно-нравственным ориентиром в жизни и деятельности народов многонационального Дагестана.

Мы часто говорим о морали, порою до конца не осмыслив и искажая её суть, по-разному понимая её в обыденной жизни. Говорим: человек приобрел или потерял свой моральный облик. Что он приобрел или потерял? Человеческая мораль – как её понимать? Люди с древних времен искали и нашли общие для всех правила поведения. То, чем человек руководствуется в своём поведении, и называется моралью.

Человеческая мораль сеет в людях добро, она имеет свои правила поведения в обществе. Мораль призывает людей к совести, долгу, уважению, трудолюбию, дружелюбию, миролюбию. Мораль призывает людей к человечности.

В языках есть понятия: «свинство» – это когда грязно, неряшливо; «зверство» – это когда жестоко, злобно. Так могут поступать только животные. А человек – это разумное существо. Ему присущи гуманность, человечность.

Человечность – от слова «человек». Так образуется это слово во многих языках мира. Так образуется оно и в языках Дагестана: по-аварски – «гIадан», «инсан» (человек), гIаданлъи, инсанлъи (человечность); по-даргински – «адам» (человек), адамдеш (человечность); по-лезгински – «инсан» (человек), инсанвал (человечность).

От слова «человек» у дагестанских народов образуются еще такие слова, как «гуманность», «порядочность», «свобода» и другие. Это потому, что мало родиться человеком, им нужно стать, приобретая колоссальные знания, умения, навыки, формируя общественно одобряемые чувства, сознание и поведение.

Дагестанские мудрецы, например, днем рождения человека считают день, когда он совершает свое первое в жизни доброе дело. Для того, чтобы люди стали человечнее, наши деды и отцы переняли от своих предков традиции, обычаи, обряды, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы морали, нравственности, чести и совести.

Каждый, кто хочет стать настоящим человеком, должен знать и выполнять нормы морали, присущие народу. Вот что говорил по этому поводу народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Много веков прожили дагестанцы в горах, и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя».

Горец клянется: человеком родился – человеком умру!

Правило горцев: продай поле и дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.

Когда начинают рассказывать о недостойном, мелком, подлом деле, горцы обрывают рассказ: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».

Когда начинают рассказывать о каком-нибудь промахе, проступке хорошего человека, горцы обрывают рассказ: «Он человек, и этот проступок ему можно простить».

Об ауле, в котором нет порядка, об ауле неряшливом, склочном, непутевом горцы говорят: «Человека там нет».

Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: «Там есть человек. Человек – первая необходимость, драгоценность и великое чудо».

Дагестанская мораль требует проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным.

Дагестанские народы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Для этого надо укреплять здоровье, силу, ловкость, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, труде, может защищать себя и других. Он может
преодолеть любые трудности, быть бодрым и жизнерадостным.

Только нельзя применять физическую силу против слабых, стариков, женщин, малышей, тягаться с более слабым противником. Такое поведение народ осуждает.

Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», – говорят дагестанцы. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время, перо возьми», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Ум помогает человеку получить знания о предметах, людях и животных, о ближних и дальних странах. Вот почему важно хорошо учиться всегда и всему. Хорошая учеба дает человеку глубокий ум и широкий кругозор.

Чтобы начать и довести дело до конца, человеку нужна и воля. Волевые качества – это мужество и храбрость, смелость и отвага, решительность и целеустремленность, самостоятельность и активность, настойчивость и упорство. Они также нужны человеку для совершенства. Без этих качеств горцы не мыслят уважения к человеку.

Главное в человеке – это его морально-этический облик. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-человечески, опуститься морально и внешне. Иметь моральный облик – это значит хорошо понимать и по совести проявлять качества и поведение воспитанного человека.

Вот как объяснял суть и значение понятия «совесть» народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар: «У повидавшего много в своей долгой жизни человека спросили: «Скажите, что такое совесть?» И вот умудренный опытом жизни человек отвечает: «Совесть – это в первую очередь предостережение тому действию, какое, сделай другой по отношению к вам, не понравилось бы. И после этого совесть – приветливое добродушие, сердечность в общении».

Совесть – это качество добропорядочности, честности, верности. И главное ее достоинство в том, что она призывает делать добро другому человеку, не думая о взаимности. Совесть – единственное чувство, в котором нет эгоизма, корысти, зависти. Там, где взаимоотношения людей строятся на совести, там присутствуют успехи. Там человек доволен своей работой, учебой, там ему легко дышится, там его второй дом. У человека, у которого совесть чиста, лицо приветливое, душа светлая, добрая.

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают недостатки, омрачающие его моральный облик.

Мудрость народов Дагестана учит: первое достоинство человека – это ум. Ум человека омрачают раздражение и озлобление.

Второе достоинство человека – это дружба. Ее губит зависть.

Третье достоинство человека – это совесть. Ее уничтожает жадность.

Четвертое достоинство человека – это хорошее воспитание. Но на него может повлиять дурная среда.

Пятое достоинство человека – это счастье. Его губит ревность.

Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками.

Дагестанский народный кодекс чести советует человеку развивать у себя такие моральные качества:

• любовь к родному очагу, народу, родной земле («Человек без родины, что соловей без песни», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть», «Родина – мать, а чужбина – мачеха»);

• справедливость и честность («Лжец на почетное место однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть», «Вранье – штука куцехвостая, воровство – криволицее, а обман – коротконогий», «Чужого не бери – вдруг кто-то охраняет, что бы ни было – не ври, вдруг кто-то правду знает»;

• доброта, великодушие, милосердие («Злому ослу – тяжелая ноша», «Спесь губит достоинство»);

• честь и собственное достоинство («Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть», «Кто себя не уважает, тот не уважает и других»);

• скромность («Кто нос задирает, обязательно споткнется», «Не задирай голову, расшибешься о скалу»);

• рассудительность («Сначала подумай, затем выскажись», «Была бы голова, а папаха найдется»);

• дружба и коллективизм («Джамаат захочет – войлочный кол в землю войдет», «Колос к колосу – сноп получается», «Топнет народ – земля затрясется»);

• уважение к людям («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет», «Кто советуется, тот не ошибается», «Кто людей уважает, тот вовек не погибает»);

• трудолюбие («Дерево ценится плодами, человек трудами», «Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче», «Начало работы горькое, конец же сладок», «Труд и терпение превращаются в золото»);

• бережливость («Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем», «Кто не ценит малого, тому и большого не
оценить»).

Физические, умственные, волевые и моральные качества, ценимые народами Дагестана, во все времена служили для дагестанцев практическим руководством в жизни. Образцовый пример отцов, дедов и прадедов – верный путь к человечности.

Статьи из «Культура»

Махачкала живет в песнях

29
Махачкала помнит время, когда раз в месяц по субботам в Национальной библиотеке им. Р....

Гомер из Ашага-Стала

133
В мае 1869 года в Южном Дагестане в лезгинском ауле Ашага-Стал у крестьянки, брошенной...

Жизнь в моменте

20
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

Русская палестинка

28
Ее украшения из бисера и полудрагоценных камней мне показала подруга. Я смотрела и не могла...

Дагестан: такой разный

51
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи представил выставку «Мой Дагестан» в...

История в картинах

192
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Другой кIаз Беллы Кишевой

13
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

«Ударник Гасан» Алибега Фатахова

40
В 1934 году в газете «Дагестанская правда», а чуть позднее и...

Влада Алешина: «Жду своей роли»

261
Много неприятностей принес ковид, но иногда случаются и...

Искусство реальности

149
В биографии молодой художницы, а Нине Каймаразовой (на снимке) чуть больше двадцати,...

Научиться жить по-чеховски

11
Прошло 120 лет, как ушел из жизни русский писатель, выдающийся классик мировой литературы...

Масленица пришла!

32
«Ура, Масленица пришла!» – именно так встречают старинный русский праздник пробуждения...