Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 20 апреля, Вт

Махачкала

Weather Icon

Радость творчества

Выставки
A- A+

Во всем мире растет число людей, которые на склоне лет с огромным удовольствием берут в руки карандаш, маркер, кисть, натягивают лоскуты ткани на пяльцы и порой весьма успешно изображают предметы окружающего мира на бумаге с помощью цветных ниток и иглы.

Они не имеют специального художественного образования, всю предыдущую жизнь занимались другой сферой деятельности, но, выйдя на пенсию, стали выплескивать заложенные от природы, но не реализованные в свое время способности чаще всего для себя, для души. Будучи глубоко внутри человека долгое время, способности, дивясь свободе, вырвались с такой силой и так ярко проявили себя, что обратили внимание специалистов изобразительного искусства. Это способствует развитию творчества таких художников, мотивации, утверждению в целях, что их видение мира кому-то интересно, что их дар востребован.

Таких самодеятельных художников в последнее время называют наивными за непосредственность их письма, выражающуюся в стремлении подробно выписать лица, изобразить на полотне детали, используя яркие краски без полутонов. Каждый из них рисует так, как чувствует, как ведет его рукой то неведомое, что определяет взгляд на окружающий мир.

Как богат Дагестан художниками из народа, не имеющими профессионального образования в области изобразительного искусства, показала недавняя выставка «Самородки», организованная Домом народного творчества в Махачкале, где были широкому зрителю представлены 130(!) работ 36 наив­ных живописцев. Среди них полотна уже зарекомендовавших себя пейзажистов, портретистов, резчиков по камню и дереву, создающих скульптуры из кореньев и веток, берущих в напарники природу. Но оказалось и немало молодых задиристых и весьма плодовитых в творчестве, чье дарование удивило, очаровало и поставило под сомнение, что они не обучались академическому искусству.

В разных местах выставочного зала приковывали внимание гипсовое барельефное изображение старика, написанные акриловыми красками романтические и всамделишные суда на бескрайнем море, а еще нечастый в наших краях огромный романтический портрет чернокожей красавицы. Разбросанные по разным местам такие разные непохожие работы объединены одной фамилией автора, под ними значилось: Нарипат Гамидова. Крупный бюстовый барельефный портрет мудрого, мужественного человека поражал своей живописью, притягательной силой, так и хотелось считать с его лица всю предыдущую жизнь. И это выполнено минимальными средствами – гипсом и шпателем, а еще большим дарованием. Если для наивного искусства характерна статичность изображаемого, то искусно написанный портрет молодой красивой девушки передает не движение, а неудержимый порыв, любование силой неведомого, но так осязаемого вихря. Использование сусального золота и серебра в разных вариантах делает листья какого-то фантазийного растения удивительно сказочными своей роскошью. Вся эта разность работ привела меня в ее мастерскую, которая оказалась у самого синего моря на ближайшей улице от Каспия.

Двери небольшой студии всегда открыты (за исключением ненастья) и выходят на пешеходный тротуар. Большие окна обнажают стены, увешанные картинами крупных размеров. Любопытствующие заглядывают, видя приглашающий взгляд хозяйки помещения, заходят, разглядывают картины, интересуются, как рождается искусство, следя за кистью Нарипат, которая большую часть дня за мольбертом. «Смотри, Рашид, в лесу прибавилось еще одно дерево. Вчера его не было», – говорит мальчуган лет 10 своему товарищу.

– Заходят мамы, бабушки с детьми, даже полицейские по дороге на работу (их отделение рядом), – удовлетворенно говорит Нарипат. – Мне приятно, что люди интересуются. Взрослые спрашивают: «Можете ли моего ребенка научить рисовать?». Мне это только в радость. Зашла как-то бабушка-пенсионерка с внучкой, да так и осталась моей ученицей. Нелегко ей давались мои уроки, у нее дрожала мелкой дрожью правая рука, а к концу задания дрожь прошла. Ее радости от лечебного эффекта творчества не было конца. Да вот посмотрите… Нарипат показывает видеозапись на смартфоне. Действительно, немолодая женщина показывает группе других женщин больших размеров картину красивых цветов и весело говорит, что эти чарующие ярко-синие цветы избавили её от недуга.

«Сарафанное радио» разнесло весть о мастерской, где учат рисовать. Неподалёку школа, немало детей забегают после занятий, пробуют свои силы в творчестве. Малышей приводят взрослые. «Я говорю, что не имею дипломов, званий, не выдаю никаких удостоверений о прохождении учёбы, но они просят обучать навыкам рисования, – рассказывает Нарипат. – Сейчас ходят на занятия 35 человек. Занимаюсь с ними в 4 смены».

Оказалось, Нарипат серьезно занялась творчеством в свои… 38 лет, когда получила свободу в своих желаниях, действиях, разведясь с мужем, который не понимал её стремления учиться живописи. В Избербаше, где она тогда жила, закончила курсы дизайнеров. Её творческую фантазию оценила владелица дизайнерской студии в Махачкале. Нарипат с двумя детьми переехала в столицу республики. Ни материальные трудности, ни сложная операция в московской клинике, ни потеря родителей не сломили её устремлений быть художником. Съёмная квартира, воспитание детей, ответственность за них перечёркивали планы поступления в вуз. Пытливая натура Нарипат обратилась к Интернету, который предоставил ей возможность самообразования. Информация о существовании курса лекций в Международной школе дизайна (International design school) упорно сверлила её, не давая покоя. Так она приехала из Москвы с сертификатом о прослушивании лекций В.Домбовского в этой школе.

А недавно в пандемию она сорвалась опять в Москву на мастер-класс в мастерской Kimart. Об этом свидетельствует другой сертификат.

– Чем обогатили вас полученные знания? – спрашиваю у Нарипат.

– Познала новые для меня материалы, определенные шпаклёвки при работе с лепниной, барельефами, методики, техники, инструменты, – перечисляет Н.Гамидова и показывает необычные авторские работы с применением металлической проволоки, рыбацкой сети, строительной шпаклёвки. – Сейчас мечтаю поехать в Санкт-Петербург. Там живописец Леонид Лукин проводит мастер-класс по теме «Техника старых мастеров». Я не владею искусством такой техники, а он учит, как писали Леонардо и другие классики. Увидела такую информацию в Интернете, списалась с Лукиным, он согласился давать уроки.

Так уж случилось, что «учителем» Нарипат стал Интернет. Вот и она сама проводит мастер-классы вживую на выставке, у себя в мастерской. Недавно Республиканский дом народного творчества организовал на своей базе занятия для желающих с демонстрацией навыков, познанных Нарипат Гамидовой – представителя самостоятельного яркого явления – наивного искусства.

Так проект РДНТ «Самородки» выявляет новые имена, поддерживая самобытный талант, помогает реализовать свой «творческий потенциал», не боясь быть другим, не как все, быть вплотную причастным к этому прелестному наивному изобразительному искусству. Многие из выявленных Домом народного творчества самодеятельных художников продолжают быть врачом, инженером, сапожником, садоводом, педагогом, электросварщиком, а для некоторых, например моей новой знакомой Нарипат, изобразительное искусство стало главным занятием в жизни.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Выставки»