Купить PDF-версию
13:37 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:10 23.11.2017

Рапсодия для тара с оркестром

Вторым концертом продолжил свою работу III музыкальный фестиваль «Мелодий пленительный родник», организованный Дагестанским театром оперы и балета. Как и заявляла программа, выступил Государственный оркестр народных инструментов РД под руководством главного дирижера, народного артиста Дагестана Новруза Шахбазова (на снимке).

Концерт инструментальной музыки дагестанских композиторов Новруз Шахбазов составил так, чтобы продемонстрировать яркие, динамичные произведения от менее ритмичных по нарастающей, без спада до более эмоциональных с целью создать у зрителя ощущение праздничности посредством музыки. Концерт открылся исполнением «Праздничной увертюры» основоположника профессиональной музыки Дагестана Готфрида Гасанова. Произведение написано в сложный период истории страны – 40-е годы, но мудрый Готфрид Алиевич стремился влить в душу народа животворящие струи музыки. Удивительно душевно звучало соло так о многом говорящего инструмента кавказцев – дудука в сопровождении струнной группы оркестра. «Праздничная увертюра» в репертуаре этого коллектива уже 12 лет. Она так отшлифована технически, так наполнена эмоциями исполнителей, что звучит безупречно, за что была благодарно встречена слушателями, заполнившими до отказа зал Махачкалинского дворца культуры.

«Вечерняя песня» – так лирично названо автором вовсе не простое, семичастевое сочинение корифея композиторской школы, нашего земляка Ширвани Чалаева.

Оркестр исполнил лишь четвертую часть сюиты, отличающуюся особой выразительностью. В интонациях произведения – Дагестан, его древность, мощь скальных гор, богатство лесов, буйство рек. Философскую мудрость чалаевской музыки Новруз Шахбазов сочетал с легкими оркестровками. Композитор написал сольные фрагменты для кеманчи, а дирижер оркестра заменил ее скрипкой, и это было гармоничным вариантом.

«Утро в ауле» – первая часть сюиты Магомеда Касумова – переносит слушателя в родное горское селение: восход солнца из-за скальной вершины, запах трав с бриллиантовыми бусинами росы, выгон скота в предрассветном полупрозрачном тумане… Интонация «Утра в ауле» близка народам республики, объединяет их в понимании малой родины. Пасторальная картинка первой части сюиты сменяется «Танцем джигитов», эмоциями зажигательной музыки, ее ритмы будоражат душу. Успокаивает ее «Танец девушек» – плавная, умиротворяющая музыка. Трехчастевая сюита Магомеда Касумова – технически сложное произведение, оно дает возможность народным инструментам – тару, кеманче, кларнету и другим – более полно раскрыть свой потенциал, инструменты перекликаются, подчеркивая особенность каждого.

Слушатель невольно предполагает, что у композитора особая любовь к тару. К этой мысли подводит его сочинение «Лезгинская рапсодия для тара с оркестром» – одно из ярких его произведений. Пожалуй, Магомед Азизханович – первый из дагестанских композиторов, написавший цельное произведение для национального инструмента с оркестром. Тар в исполнении лауреата международных конкурсов Шамиля Шерифалиева как будто выговаривал лезгинские слова.

– Специально для Государственного оркестра народных инструментов композитор Аида Джафарова написала «Сюиту в трех частях» – «Пьеса», «Антракт», «Финал». Это очень профессиональная музыка. Показана она в развитии с весьма искристой миниатюрой – второй частью, соединяющей две другие. Музыка замечательная. Оркестр играл ее с удовольствием, – сказал после концерта Новруз Шахбазов.

Аида Джафарова не была единственным композитором, написавшим сочинение специально для этого оркестра. Талантливый музыкант Рашид Бекеров тоже в ряду тех композиторов, которые принесли Н. Шахбазову на суд свое произведение. Оркестр исполнил первую часть «Эпической поэмы» и третью – «Финал» с выразительной и разнообразной по ритму музыкой, с использованием в том числе давно забытого старинного ритма, а потому очень сложной для исполнения.

– От этой музыки так пахнет стариной, – позже отметил Новруз Шахбазов. – Чтобы ее освоить, коллектив полгода готовил это произведение.

Концерт включил в программу выступления на III музыкальном фестивале сочинения Наби Дагирова, Мурада Кажлаева, Казбека Шамасова, Сейфулы Керимова, Валерия Шаулова, Гасана Джавлалова, Али Кахраманова, Аскерхана Аскерханова. Перед слушателем этого мозаичного вечера предстала богатая музыкальная культура республики. Как тут не вспомнить слова нашего великого земляка Мурада Кажлаева: «Дагестан весь очень музыкальный».

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

6
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

7
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

9
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

77
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

28
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

8
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...