Раскрывая сакральные смыслы вещей
Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» и галерея «Vagidat» продолжают проект «Горская сакля». Первая экспозиция была посвящена двум формам народного прикладного искусства – сундукам и чохто. 4 сентября в галерее открылась вторая, главные экспонаты которой – деревянные поставцы (учалтаны), сумочки для рукоделия (бохча) и масляные светильники-чираги.
Такую узконаправленность выставка носит не случайно. Тем самым мы даем возможность нашим посетителям больше увидеть, понять, оценить красоту вещей, и при этом их внимание сконцентрировано, не рассеивается в огромном океане вещей. Мы хотим показать судьбу этих немых свидетелей истории, каждого из представленных на выставке экспонатов, каждого дошедшего до наших дней артефакта из жизни наших прадедов, какими духовными сакральными смыслами наделяли их наши народы.
…Учалтан – это поставец для столовых приборов, необходимая деталь бытовой культуры народов нашей республики. В Дагестане поставец приобрел свои неповторимые формы и дизайн, причем отличный от подобных предметов других народов Кавказа. Чаще всего он бывает трехчастным: центральная использовалась для соли, боковые – для ножей, вилок, ложек. В горском доме этот артефакт был не просто местом хранения кухонной утвари, он нес важный сакральный смысл, связанный с культом дома. При этом учалтаны, самые разные по исполнению и вырезанным на них узорам (во всех районах республики были свои особенности в орнаменте и геометрической форме), выполняли и декоративную функцию, украшая достаточно аскетичный интерьер горской сакли. На выставке мы представляем учалтан художника Амирхана Магомедова, в котором он хранит свои кисти для живописи.
Другой вид декоративно-прикладного искусства дагестанцев, который предстанет перед гостями выставки, – различные виды бохча. Это особый предмет горского обихода, своеобразная сумочка, как правило, имеющая форму конверта, в которой хранят предметы женского рукоделия: нитки, иголки, пуговицы, тесьму. Она также использовалась для хранения ценных вещей, чаще всего Корана. Дагестанки обычно шили их из дорогих тканей или лоскутков – сукна, зарбаба (набивной шелк), бархата, парчи. В экспозиции представлены разнообразные типы бохча, украшенные богатым золотым шитьем. Например, сумочка невесты из черного сукна со стилизованным изображением двуглавого орла, вышитого золотой нитью.
Третья группа предметов, широко бытовавших в горском доме и одновременно несущих сакральный смысл, – чираги. Это масляные светильники традиционной формы в виде невысокого кувшинчика с вытянутым горизонтальным туловом, переходящим в носик для фитиля. Гармоничные пропорции и оригинальная форма чашечки для заливки масла сулевкентского чирага представляют интересный местный вариант светильника: он выполнен из керамики с частичной поливой. Другой экспонат – маленький керамический чираг из Балхара. Некогда он был заказан известной мастерице Хадижат Омаевой, которая по просьбе музея выполнила его в виде маленького ребеночка. Трогательна история одного необычного металлического чирага из лакского селения Чара. Принес ее в галерею парень, рассказавший, что с этим светильником его мать ходила доить козу, когда та приходила поздно домой. Все эти чираги были не только предметами материальной, но и духовной культуры наших народов.
Цель нашего нового проекта – еще раз обратить внимание посетителей на бесконечное разнообразие и подлинную красоту, казалось бы, обыкновенных предметов народного быта, которые зачастую являются настоящими произведениями искусства.