Купить PDF-версию
18:46 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
08:47 01.03.2011

Расправь свои крылья, «Орел»

Осенью прошлого года я проходил в Москве стажировку по повышению квалификации музейных работников. В один из выходных дней нам была предложена поездка в Курскую область, в усадьбу Марьино. Представившаяся возможность обрадовала меня вдвойне. Я слышал о том, что место то подобно райскому уголку, а главное — здесь в прошлом побывал со своей семьей имам Шамиль. И было это во время его переезда из Калуги в Киев.

… Государь принял Шамиля в царском дворце, в своем кабинете. Был доброжелателен и радушен. Имам подарил его Величеству золотую шашку работы дагестанских умельцев, украшенную богатой насечкой и оригинальным узором. Государыня сделала подарки женам почетного пленника. Имам в то время добивался разрешения императора на выезд в Мекку.

Несмотря на весьма благоприятную атмосферу встречи, дружелюбие и радушие царя и его семьи, монарх России любезно ответил гостю, что лишь со временем просьба его будет уважена. На лицо Шамиля легла тень печали. В эти минуты мысли перенесли его на родину, в Дагестан. Он вспомнил последние часы битвы за Гуниб, вспомнил своего толмача (переводчика) полковника Лазарева и, конечно же, фельдмаршала князя А. Барятинского, твердо обещавшего ему свободный выезд в Мекку, если он прекратит сопротивление.

Вспомнил имам, как прибыл в Калугу – город, ставший его прибежищем. Здесь он прожил более десяти лет, здесь умерли от болезней семнадцать членов его семьи и близких родственников. 26 августа 1866 года Шамиль обратился к военному министру Д. Милютину с просьбой о дозволении переехать в Казань, но получил отказ: как выразился министр, неудобно переселение Шамиля в столицу мусульманской Татарии.

Год 1869. В один из октябрьских дней ко дню свадьбы царя Александра II Шамилю разрешили приехать в Петербург и быть почетным гостем в торжествах его императорского величества. В числе приглашенных высших государственных чиновников и приближенных виновника торжества оказался и любимец царя фельдмаршал Барятинский. Воспользовавшись старой «дружбой», имам решил поговорить с Александром Ивановичем, который добился-таки разрешения у царя переселиться имаму в Киев.

Итак, в дорогу. По пути в древний Киев князь Барятинский предложил Шамилю посетить его усадьбу в Марьино. Отказать было неудобно.

В двадцати верстах от усадьбы внимание путников привлекла красивая каменная башня. Своей формой, размерами и архитектурным обликом она как две капли воды схожа с Порт-Петровской водонапорной башней, что на привокзальной площади столицы Дагестана. На Курской земле сооружение это известно как «Башня Шамиля». Курчане связывают ее историю с предводителем Кавказской войны.

Народная молва утверждает, что в ней имам остановился во время молитвы во время посещения Марьино. Быть может, башня эта была сооружена здесь задолго до пребывания Шамиля на земле Курской, ибо подобные памятники старины, в том числе многочисленные монументы и соборы, еще издревле на Руси воздвигались в честь победы над врагом, приурочивались к той или иной знаменательной дате. Это символ могущества и императорской власти.

Читателю будет интересно знать, в чем и в какой форме отразилось на жизни усадьбы Барятинских окончание Кавказской войны. В произведениях искусства, архитектуре, исторической и мемуарной литературе как в зеркале отразилась и политическая жизнь России 50—60 гг. XIX века, и участие в ней владельцев Марьино. В одном из центральных залов обращает на себя внимание известная картина Теодора Горшельта «Пленение Шамиля». Рядом другая работа того же автора – «Штурм аула Гуниб на Кавказе 25 августа 1859 года».

О войне горцев за независимость под руководством Шамиля напоминают посетителям дворца и многочисленные личные вещи фельдмаршала. Интересно, что после отъезда имама из Марьино в Киев в память о его пребывании был сооружен монумент «Орел», установленный напротив дворца Барятинских. У посетителей усадьбы образ птицы, как и было задумано создателем, курским архитектором XIX века А. Гофманом, связывается с личностью плененного Шамиля, оказавшегося на чужбине, в неволе.

Я думал об этом с затаенной грустью. Но и с гордостью: в центре России на красивой Курской земле, в красивейшем ее уголке, сохранилась память о Шамиле, прославившем Дагестан.

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

9
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

26
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

9
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

20
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

78
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

28
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

10
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

89
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...