Купить PDF-версию
20:14 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Реалии сказочной отрасли

Наша республика веками славится изделиями народных художественных промыслов (НХП), в которых отчётливо прослеживаются традиционные нравы народа и неповторимость традиционной культуры. В них закодирован опыт, мировоззрение, мировосприятие поколений.

Народные художественные промыслы – культурный код дагестанцев, заключённый в художественной обработке металла, керамике, резьбе по дереву, камню, унцукульской насечке, в медно-чеканном производстве, ковке, ковроткачестве… Такие изделия активно воздействуют на духовное развитие людей, воспитывая чувство прекрасного и даже сказочности. Но жизнь у самой старинной, красивой, сказочной отрасли в стране сегодня далеко не сказочная.

Платформой для открытого, конструктивного диалога о необходимости улучшить положение отрасли стала Всероссийская конференция «Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России», состоявшаяся недавно в Геленджике. Модератором на этом важном мероприятии вместе с представителем Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. Лихачёва Юрием Закуновым был наш земляк – председатель Дагестанского отделения Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств Курбанали Магомедов.

– Конференция была представлена работниками в сфере науки, руководителями региональных отделений Союза художников России, художественных училищ, музеев искусств, педагогами художественных отделений университетов, мастерами промыслов, депутатами Государственной Думы. Состояние и статус народного искусства – показатель положения народа, его самоидентичности и культурного суверенитета. Потому участники мероприятия сосредоточились на анализе ситуации, связанной с сохранением народных художественных промыслов, которые, как оказалось, далеки от реального положения дел. Под угрозой исчезновения находятся целые виды самобытных промыслов, – с горячностью начал разговор Курбанали Магомедович.

– Что, так всё плохо?

– У нас в Дагестане был Комитет по народным промыслам со своей программой развития. Но несколько лет назад его передали Министерству по туризму и народным художественным промыслам. И что же? Промыслы стали приложением к туризму. Изделия поставлены на поток для большей продажи туристам. Раньше, в советский период, в специальных лабораториях работали известные художники, они разрабатывали эскизы изделий, утверждённые советом профессионалов. По этим эскизам на комбинатах народных художественных промыслов создавали изделия, согласно художественным традициям народа, которые по праву назывались вещицами художественного промысла. Сейчас о творчестве речи нет, главное – объёмы продаж. Деньги затмили эстетическую ценность традиционного творчества.

– А как в других регионах России?

– Не лучше. Производство изделий НХП передали Министерству промышленности и торговли РФ. И как в любой промышленной отрасли, стали важнее объёмы производства и продаж.

Чтобы нарастить мощности, закупают целые технологические линии по изготовлению изделий НХП. Выделенные государством средства в помощь развитию промыслов уходят на машиноновинки, которые стирают понимание творчества, происходит фальсификация культурного продукта, размывается аутентичность, обесценивание духовного смысла народных изделий. Поэтому НХП влачат жалкое существование по всей стране. В производственных коллективах НХП с 2014 года постоянно снижаются объёмы производства и выручки. На конференции приводились цифры спада. А Минпромторг отчитывается темпами роста отрасли якобы на 45 %, что не соответствует действительности. Созидатель, творческий человек не в почёте в отличие от того, кто создаёт видимость развития НХП.

– Для большого важного разговора пригласили представителей власти, науки, образования, практиков… Они предлагали решение проблемы?

– Было высказано единое понимание художниками НХП, практиками, экспертами-профессионалами, что народные художественные промыслы относятся прежде всего к сфере культурной деятельности и духовной культуры страны, а не промышленности. НХП являются частью отечественного народного искусства. Смешения художественной, духовной составляющей с экономической, утилитарной для народных промыслов не должно быть. НХП необходимо законодательно закрепить на всех уровнях власти как часть народного искусства наряду с классическим. Поэтому было предложено передать их Министерству культуры РФ и считать эти промыслы традиционным видом национального искусства страны, таким же, как живопись, скульптура, лучшие образцы которых находятся в Третьяковской галерее, крупных музеях. В вопросах народного искусства и творчества недопустимы коммерциализация, технократизм, подчинение законам рынка, так как это приводит к штамповке изделий, обеднению художественной привлекательности, к голой прибыли в ущерб традициям, отказу от национального своеобразия. Нельзя НХП сводить к производству магнитиков и предметов китчевой, с позволения сказать, культуры. Серьёзное производство должно быть с серьёзным подходом. Покупателя надо воспитывать на хороших вещах, с богатой историей и культурой.

– Переход в ведение Минкультуры решит проблемы народных художественных промыслов, их сохранения и развития?

– Конференция не была узконаправленной. Перевод НХП в Минкульт, конечно, стал основополагающим, но были обсуждены и другие проблемы, решение которых могло бы помочь сохранению национальных традиций в искусстве народных промыслов, для чего мы и съехались в Геленджик.

– Расскажите о самых наболевших вопросах на примере Дагестана.

– В Союзе художников Дагестана состоят 160 человек, более 50 из них – мастера, чьё творчество связано с народным искусством. Все его направления сохранены и развиваются в основном за счёт индивидуального мастерства художников. Из предприятий радует только успешно работающее и имеющее рост и развитие ООО «Кизляр», остальные не радуют. А всё потому, что слабое правовое регулирование. Необходима внятная концепция развития отрасли, помощь в решении насущных проблем.

Скажу о мастерах обработки металла, я сам ювелир и это направление мне особо близко. Высококлассные художественные изделия невозможно продать. Если раньше их закупали музеи, приобретали в качестве представительских подарков, то сейчас этого нет. И как стало известно из выступлений мастеров на конференции, закупок нет во всей стране. Музеи иногда пополняются дарениями художников, не всегда самыми лучшими произведениями. Я как-то присутствовал на такой благотворительной акции. Художник, передавая свои полотна музею, в своей речи без стеснения сказал: «Чего они пылятся в мастерской? Пусть будут в музее». Из-за отсутствия закупок в залах музея попадаются случайные вещи, а не произведения высокого мастерства, через которые посетители познают историю народа, его культуру.

В последние десятилетия, в связи с отсутствием закупок произведений народного искусства для участия в значимых выставках в столице страны, музеи вытаскивают из своих фондов изделия, выполненные в 60–70-е годы прошлого столетия.

– Наши художники активно участвуют в выставках разного уровня – в художественных, ювелирных, в том числе зарубежных. Но там нет продаж. Как-то за рубежом одна пожилая пара отчаянно говорила: «Мы специально приехали издалека на выставку российского искусства, чтобы купить что-нибудь исконно народное. А тут ничего не продают». Изделия дагестанских мастеров восхищают иностранцев, и торговля такими изделиями – это же локомотив экономики для нашей необычной республики.

– У нас немало самозанятых художников-ювелиров в Кубачах, Унцукуле, Лакском районе, городах республики. Но они не имеют права закупать серебро, сами зачищать металл, самоцветы. Это тоже не способствует развитию НХП и требует законодательного решения, иначе промысел пойдёт на спад.

– Мы уже потеряли, к примеру, изготовление бурок, вязание джурабов, платков из козьего пуха, тастароплетение… Этим занимаются одиночки, люди в возрасте…

– Да. Скудность экономической, кадровой и образовательной базы по сохранению и наследованию народных традиций, отсутствие системы наставничества, ученичества – всё это ведёт к потере интереса к народному художественному промыслу у молодых. Правда, в Кубачах практикуется наставничество, когда мастерство обработки металла передаётся от отца к сыну, но это скорее исключение, нежели традиция.

Нам необходимо на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, безотлагательно ввести просвещение детей и молодёжи по теме «Народное искусство Дагестана, России». В школах включить в программу уроки спецпредмета, характерного для определённого региона республики. Причём на обязательной основе с практическими занятиями, а не по желанию ребёнка, как это было введено в некоторых школах. Это себя не оправдало, не прижилось. Такая школьная программа будет способствовать формированию эстетической культуры, пониманию красоты народного искусства, воспитанию патриотизма, любви к родному краю. Нужно создать и систему профессионального образования по обучению народным промыслам или умножить отделения по направлению НХП в Дагестанском художественном колледже. На конференции, например, директор художественного училища Нижнего Новгорода говорил, что в учебной программе нет даже короткого курса по хохломской росписи. И это в признанном центре уникального промысла!

Проблем в отрасли множество, и их надо решать неотложно.

Конференция «Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы» состоялась в преддверии принятия закона по этой теме и обсуждение наболевших проблем было весьма актуальным. Поэтому организатором мероприятия было поручено довести до сведения Президента РФ и Правительства РФ положения принятой резолюции, где отражены изложенные предложения по возрождению важной отрасли народной культуры, чтобы НХП стали гордостью российского искусства.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

21
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

27
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

44
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

34
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

73
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

43
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

89
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

37
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

73
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

88
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...