Купить PDF-версию
14:32 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:53 16.07.2021

Романы, шляпки, зонтики

Существует легенда, что есть такие женщины, которые, еще не открыв шкаф, уже знают, что они наденут… И сейчас каждая из нас подтвердит: «Точно: легенда!» Сегодня мы поговорим о модном несколько веков назад и расскажем о той, кто эту моду воплощает.

Марьям Омарова (на снимке) – выпускница техникума дизайна, экономики и права. Ее дипломная работа – коллекция нарядов дам эпохи Петра I. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем этого российского императора. XVIII век: романы, благонравие и пышные платья – это то, что вдохновляло Марьям на создание давно забытых образов.

Будучи еще маленькой девочкой, она уже точно знала, что станет дизайнером одежды. Сегодня Марьям не только создает эскизы, но и сама воплощает в жизнь задумку. Увлечение шитьем началось в детстве. Но для кого-то оно так и осталось детским хобби, а для Марьям – любимое дело. Как и многие девочки, она любила шить наряды для кукол и не только. Она шила одежды и для своей… кошки. И швейная машинка, с которой всё начиналось в восьмилетнем возрасте, по-прежнему ее верная помощница.

– В создании наряда участвуют разные специалисты. Дизайнер – это тот, кто, используя в работе творческий подход, занимается проектированием изделий. Модельер работает с уже имеющимися формами одежды, изменяя или дополняя их, и доводит всю задумку до ее непосредственного воплощения в жизнь, – поясняет Марьям.

Их в техникуме учили быть и теми и другими, а к тому же еще и шить. На создание одного костюма, как рассказывает дизайнер-модельер, требуется около месяца. Здесь пять разных цветов на разные случаи. Хотя насчет случаев это не точно.

– Сложнее всего мне далось шитье зеленого бархатного платья – всё дело в фактуре ткани; а по сложности исполнения – это ручная сборка рукава на бежевом платье, – рассказывает она. Даже мало разбирающаяся в кройке и шитье особа поймет: во всем образе творческий подход и кропотливый труд.

Конечно, в таком в наряде на людях не появишься – не поймут. Но перед этой пышностью, перчатками, шляпками, ажурными зонтиками ручной работы просто не устоять. Надо срочно мерить. Новый образ меняет мироощущение и восприятие себя, и ты уже будто не ты, а героиня исторического фильма или свидетельница той, давней эпохи.

Расхаживая туда-сюда, манерно вертя в руках зонтик, интересуюсь у Марьям:

– А что вы соизволите делать со всем этим великолепием?

И тут мы обе смеемся. Говорю, что платье само по себе уже обязывает держаться и говорить по-иному. В общем, дизайнер будет выставлять работы на показах мод, участвовать в модном дефиле и прочих выставках.

И снова удивляешься ее таланту: как только она успевала и учиться, и принимать заказы, и создавать коллекцию?

– Надо действительно любить свое дело, иначе это не работа, а наказание, – считает мастер.

Пока будут поступать приглашения, Марьям занимается созданием свадебных образов. И здесь, в отличие от петровской эпохи, всё гораздо проще: сего­дня в свадебной моде делается ставка на минимализм и лаконичность. Без гипюра, воланов, объемных юбок и вышивки можно создать красивый наряд. Это тот случай, когда невеста украшает платье, а не наоборот.

Петровская реформа костюма

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обуче­ние русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для его внедрения потребовались государственные указы, принуждающие силой и штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

Как говорится в свободных источниках, по указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма. Вместо него были установлены другие формы одежды: для мужчин – короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин – широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика.

Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки. В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, в основном на большом каблуке – до десяти сантиметров. Бальные туфли для модниц шили из атласа, парчи и бархата.

Европеизация внешних форм­ быта и костюма, ориентация на вкусы Запада вовсе не мешали императору всея Руси Петру Великому развивать русское ремесленное производство, ограничивая ввоз тканей и других промышленных товаров из-за границы.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

11
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

68
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

40
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

12
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

22
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...