Купить PDF-версию
04:27 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
05:58 26.06.2013

Рукоплескали стоя

На имя врио Президента Дагестана из Анкары пришло сообщение: «Глубокоуважаемый Рамазан Гаджимурадович! От имени Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) позвольте выразить глубокую благодарность за Ваше содействие в участии Государственного вокально-хореог­рафического ансамбля «Дагестан» на празднике в Турции.

Государственный ансамбль «Дагестан» выступил как высокопрофессиональный творческий коллектив, великолепно представив танцевальную и музыкальную культуру народов Дагестана. Представления коллектива были восторженно встречены публикой.

Пользуясь случаем, вновь выражаю Вам искреннее уважение и надеюсь на дальнейшее сотрудничество и участие творческих коллективов Республики Дагестан в проектах ТЮРКСОЙ.

С уважением, Генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов».

Для справки: всего в празднованиях 20-летия Международной организации тюркской культуры приняли участие 200 артистов из 20 тюркоязычных стран и регионов. Дагестанцы своим мастерством национального танца покорили всех участников праздника и были приглашены для выступления в других городах Турции. Дагестанцы настолько полюбились в этой стране, что ансамбль «Дагестан» был приглашен уже в четвертый раз. Только в этом году этот коллектив изумлял своих зрителей искрометными танцами дважды: в апреле и июне, подряд в двух международных фестивалях народного творчества.

Турция – не единственная страна, где «Дагестан» приобрел многочисленных поклонников. Зрители 25 стран стоя рукоплескали мастерству наших танцоров – по ту сторону экватора Земли – чувственной в танце Аргентины до более близкого по духу султаната Оман.

Даже чопорные англичане приглашали выступить в Лондоне, но проволочки с визами сорвали удовольствие хореографического коллектива из Махачкалы показать темперамент кавказской лезгинки. А турки даже не захотели смотреть свой родной танец, разученный ансамблем, а неистово скандировали: «Да-гес-тан! Да-гес-тан!», желая еще и еще наслаждаться грациозной плавностью движений наших девушек и немыслимым вихревым кружением в воздухе захваченных темпераментом мужчин.

— В эти моменты слово, произнесенное тысячным хором «Да-гес-тан» за пределами нашей Родины, наполняет грудь чувствами, непередаваемыми словами и становится таким близким, родным до щемящей любви и нежности, — рассказывает о своих ощущениях во время концерта, так бурно воспринимаемого зарубежным зрителем, художественный руководитель государственного вокально-хореографического ансамбля «Дагестан» Дабай Дабаев (на снимке).

Дабай Магомедович руководит этим творческим коллективом более 20 лет, с 1992 года, самого сложного периода не только в истории культуры, но и страны в целом. Пришел к руководству ансамблем не со студенческой скамьи в Дагпедуниверситете, где получил диплом по специальности «учитель пения и музыки», а уже имел опыт преподавания в школе, организации студенческих клубов в Дагтехуниверситете, Дагпедуниверситете. Организаторские способности проявились рано, еще в его студенческие годы, когда он участвовал в ансамбле «Батумобо», в составе которого были еще трое студентов музыкального факультета ДГПУ, руководимые известным преподавателем вокала, популярным в республике певцом Тагиром Курачевым. Этот квартет долгие годы студенчества выводил университет в лидеры на смотрах, фестивалях, конкурсах. Тогда Дабай приобрел определенный опыт в вокальном ансамблевом исполнительстве, подборе репертуара, опыт выступлений не только в студенческой среде.

Хотя горскому парнишке из далекого селения Урари Дахадаевского района, впервые увидевшему пианино на первом курсе университета, учиться было нелегко. Да, он обладал музыкальным слухом, благодаря чему подбирал даргинские, кумыкские, аварские мелодии на слух, своим исполнением песен украшал концерты – не только школьные, но и районные. Все это не шло в сравнение с теми требованиями, которые студенту предъявлялись в университете. Но Дабаю, выросшему в огромной семье, где десять детей, видевшему, как денно и нощно «крутилась» по дому мама, с какой ответственностью относился к делу отец – директор местного совхоза, затем председатель сельсовета, было не в диковинку усердно корпеть над нотной грамотой, осваивать аккордеон, пианино, зубрить неведомые доселе музыкальные «премудрые» дисциплины. Трудился не на страх, на совесть. Но когда на выступлениях смолкал его баритон и раздавались дружные аплодисменты, он воспринимал их в награду за свое усердие.

Этот опыт и общение с «классными» преподавателями университета, в первую очередь Дабай Магомедович относит к ним заслуженного артиста России Тагира Курачева, пригодился ему в работе – ансамбле песни и танца «Дагестан». Здесь он стал коллегой непревзойденного знатока фольклора Джамалудина Муслимова – непререкаемого авторитета в национальной хореографии, музыке, организатора и художественного руководителя ансамбля Курбана Курбанова. Здесь появилась возможность проявить Дабаю уже масштабно свои продюсерские наклонности, вылившиеся в месячные гастроли ансамбля в республики Северного Кавказа, а потом и в Латинскую Америку – далекую Аргентину, где два месяца дагестанцы колесили по экзотической тогда для горцев стране, показывая искусство Кавказа.

Теперешний вокально-хореографический ансамбль «Дагестан» был создан заслуженным работником культуры Дабаем Дабаевым на базе тогдашнего, дышащего на ладан ансамбля песни и танца «Дагестан». Это был 1992 год, не самый лучший для искусства – творческие коллективы разных жанров распадались, не выдержав нищенского существования во время всепоглощающего кризиса в стране. А Д.Дабаев «подхватил» падающую с высоты славу коллектива и на обломках создал новый ансамбль, дал многим музыкантам-инструменталистам, вокалистам, танцорам земную надежду на продолжение творческой жизни коллектива.

Теперь это твердо стоящий на прочной материальной основе ансамбль со своей площадкой для репетиционной работы, виртуозно работающими музыкантами, своей хорошо оснащенной современным оборудованием студией профессиональной звукозаписи и грамотным специалистом с консерваторским образованием Мусой Курбановым, владеющим струнными, клавишными, ударными инструментами, создавшим замечательную фонотеку; отдельными студиями хореографии и вокала. Здесь 15 заслуженных артистов России, Дагестана, 3 – народных артиста РД. Ансамбль своего рода «поставщик» танцоров в «Лезгинку». Кстати, в области пения здесь работает так и оставшийся в глазах Дабая Магомедовича непревзойденный авторитет — профессор вокала Тагир Магомедтагирович Курачев. Он обрабатывает композиции национальных песен народов Дагестана, вводя многоголосье, что здорово обогащает их музыкальный диапазон, придавая многокрасочность звучанию. Такая грамотная, кропотливая работа по плечу только очень опытному музыканту, каким является маэстро. Он по нотам расписывает партии каждого инструмента в общем ансамбле, тщательно гармонизируя звучание мелодий в целом, благодаря чему старый репертуар становится музыкально богаче, многограннее, искрясь гранями различных ритмов Кавказа.

Сейчас ансамбль «Дагестан» усложняет свою программу, обновляя почти полностью, вводя вокально-хореографические композиции, рассказывающие языком музыки, пластики тела, например, историю в «Легенде Чоха» и других на разные темы, в том числе шуточные.

Обновление репертуара – это не только репетиционная работа студий вокала, хореографии, это трудоемкость технических цехов, костюмерных. Чтобы одеть ансамбль в новые костюмы, Дабай Магомедович к этой задаче привлек… костромского художника по костюмам. Познакомились они случайно, и художественному руководителю «Дагестана» понравились работы Бориса Исаковича Голодницкого. Коммуникабельность дагестанца, его душевность, заинтересованность в деле так расположили к себе костромича, что он с интересом взялся за незнакомую в тонкостях работу. В Махачкале он месяцами сидел в музеях, изучая историю национального костюма народов Дагестана, высматривал подробности, дивясь умению предков украшать одежду разного назначения разных народов республики. Эскизы концертных костюмов Б.Голодницкого обещали быть роскошными. Когда Дабай Магомедович увидел образцы, был доволен своим выбором художника по костюмам. 150 единиц этого богатства уже прибыли из Костромы. Это гордость ансамбля. В работе – остальные.

Но художественный руководитель уже загорелся идеей «завести» свой пошивочный цех. Ведь он не только худрук, продюсер, но еще и менеджер ансамбля. Все взвесил, тщательно просчитал и решил – имея такие образцы костюмов, обучить своих людей шитью. Так, он считает, — дешевле. А что он задумает, то непременно выполнит.

Материальная база ансамбля приличная не потому, что ансамблю денег отпускают, сколько хочешь. Совсем нет, просто возглавляет его человек, всей душой болеющий за дело, которое «работает» на положительный имидж республики, стремится не растерять в эпоху культмедиа идентичности народов Дагестана, их этнического разнообразия, уникальности традиций, духовности. Как это сделать, он знает и в помощь себе ищет единомышленников, тех, кто может поддержать его не только морально. Беззаветно служит делу культуры.

Эти высокопарные слова подтверждаются его практическими результатами. Этот большой, крепкий с размашистыми движениями мужик, как бы сделанный для грубой, требующей силы работы, так хрупок душой, романтичен, немного сентиментален, нежно любуется заморскими наградами, сувенирами, коими уставлены стеклянные витрины его кабинета, увешаны стены, заставлены столы. Но он твердо стоит на платформе, которую сам сделал монолитной, и твердо верит, что будущее у возглавляемого им ансамбля есть, оттого и имя ему – «Дагестан». А в доказательство – приглашения в Татарстан, Молдову, Китай, Францию, турне по Средиземноморью.

 

 

 

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

6
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

47
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

39
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

21
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...