«Сегодня я увидел саму жизнь»
О своей работе режиссер Латип Шаипов рассказывает с увлечением: «Постановка спектакля – это большой труд всего коллектива. Люди приходят на репетиции после трудового дня, каждый со своими заботами, настроением, самочувствием, и их надо переключить на другую волну».
– Это непростая задача, – продолжает режиссер. – Неподготовленного человека нужно увлечь театром, выпестовать из него лицедея. И бывает обидно, когда видишь, что желаемый результат уходит: кто – замуж, кто – в город. Ведь жизнь не стоит на месте. И я с приходом в театр другого человека начинаю выкладываться по-новому. Наступает новый виток в развитии театра, особенно когда коллектив теряет не одного артиста. И так уже 30 лет. Народные театры в республике выполняют важные задачи по эстетическому воспитанию, развитию культуры населения, формированию гражданской позиции. Народный театр – это своего рода лаборатория, где народ изучает, познает и видит себя, свои достоинства и недостатки со стороны, это и школа участия в общественной жизни села, города.
Так грамотно Шаипов в юности не мог сформулировать роль театра в жизни сельчан, но, выходя из клуба после просмотра спектакля со зрителями, слышал, как они обсуждали увиденное, находили сходство ситуаций на сцене и в жизни села. Он чувствовал влияние театра на людей и захотел в этом участвовать.
После окончания школы в 1987 году поступил в культпросветучилище в Махачкале на театральное отделение, а после службы в армии пришел в Кумыкский музыкально-драматический театр. «Здесь твое место», – сказал известный режиссер, увидев Латипа на сцене. «Неужели я буду работать на тех же подмостках, где творит свое волшебство великая Барият Мурадова, играет Ислам Казиев?» – со страхом и гордостью думал тогда Латип.
Набравшись опыта в театре, как ему тогда казалось, Л. Шаипов решил пуститься в самостоятельное плавание по морю искусства, задумав создать драмкружок в родном селе Эндирей Хасавюртовского района. С этой целью он пришел на работу в Дом культуры. Актеров для любительского театра присмотрел из местных жителей. Первыми его спектаклями были «Жажда жизни», «Судьба» по пьесам Г. Конакбиева и А. Кабардиева.
Оба спектакля имели успех, их много раз показывали землякам. Будто сама жизнь шагнула на сцену. «Афганец», вернувшийся с войны, пытался бороться с коррупцией в своем районе. Борьба в одиночку с целой системой не имела результата, но зритель видел ошибки героя в этой борьбе, извлекал для себя уроки. «Показывая эту драму, мужала наша небольшая труппа, взрослел зритель», – вспоминает теперь уже заслуженный артист РД, режиссер народного театра села Эндирей, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана» Латип Шаипов.
Тридцать лет эндиреевский народный театр верен своему зрителю. В прошлом году коллектив подготовил две премьеры – «Прости меня, мама» и «Сватовство». И это силами семи актеров. На массовые сцены приглашали сельчан. «Сами пишем музыку, тексты песен. Поговорка «И чтец, и жнец, и на дуде игрец» – это про нас, – уверен Латип Шаипов, – но мы не унываем».
Вот и на недавнем Республиканском смотре народных театров эндиреевцы показали в Махачкале фрагмент из «Сватовства», куда вставили эпизод от себя со сценой «Калмук-чай». Комиссия работу одобрила, зрителям понравилось.
Каждым спектаклем режиссер старается быть на острие времени, показывает, как преодолеть возникающие проблемы. В постановке «Судьба» показана жизнь мальчика, у которого родители в разводе. «Я нередко примеряю жизнь героя на себя, думаю, как бы я поступил в такой ситуации. Иногда эмоции захлестывают. И это находит понимание у зрителя. Как случилось и в другом спектакле «Печальная судьба кукушки», — рассказывает Л. Шаипов.
Он считает себя артистом драмы. Комедия – это не для него. «Есть люди, которые смешат зрителя лучше меня, – признается режиссер и актер. – Это особый талант. Заставить зрителя плакать легче, чем рассмешить его».
Эндиреевцы первыми сняли фильм-спектакль по пьесе Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». Как сказал Латип Шаипов, во время просмотра некоторых сцен люди плакали. И это особенно ценно для режиссера, который практикует приглашение зрителей на обсуждение постановок. Однажды один из сельчан сказал: «До сих пор я видел на сцене профессиональную работу нашего театра, сегодня я увидел саму жизнь».
– Это для нас самая высокая оценка. Значит, народный театр востребован временем, – гордо заключил режиссер.