Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:00 | 26 ноября, Чт

Махачкала

Weather Icon

Сезон откроет «Шарвили»

A- A+

Дагестанский театр оперы и балета своих поклонников броско оповещает афишами об открытии 15-го сезона. Это для зрителей. А для коллектива театра сезон начался давно репетициями солистов, оркестра, хора, а еще пересмотром своего технического хозяйства, где художникам, костюмерам, осветителям, «звуковикам», трудягам прочих цехов работы всегда хватает, и ответственность за судьбу спектакля на них не меньшая, нежели у тех, кто на виду, на сцене.

«Горячо» начался сезон и для дирекции, и художественных руководителей театра. В Махачкалу приезжал Московский академический музыкальный детский театр им. Н.Сац с постановкой оперы «Маугли» нашего известного земляка Ширвани Чалаева. Организационно на высоком уровне гастроли в Махачкале знаменитого в мире коллектива провел Дагестанский театр оперы и балета. Гастроли прошли успешно, порадовали махачкалинцев исполнительским     мастерством и с пользой для коллектива. В рамках этого значительного для дагестанцев мероприятия состоялись встречи артистов нашего театра с московскими профессионалами вокального искусства, мастер-классы по театральной педагогике, сценической хореографии, общение с корифеями сцены этого прославленного театра, в репертуаре которого около 30 оперных и балетных спектаклей. Так что 15-й сезон театра оперы и балета в Махачкале по сути весьма активно начался задолго до даты, обозначенной в афише.

Столь энергичное начало, безусловно, стимулирует рабочий процесс. Как сложится сезон, чем порадует зрителя Дагестанский театр оперы и балета, рассказывает художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РФ, дважды лауреат Государственной премии РД композитор Магомед Гусейнов.

— Магомед Азизханович, с каким творческим багажом самый молодой театр республики встречает свой 15-й сезон?

— У нас три полномасштабные национальные (!) оперы «Шарвили», «Хочбар» — Йирчи-казак. «Хочбар» Готфрида Алиевича Гасанова – основоположника профессиональной музыки в республике, традиционно открывает сезон. Это бренд нашего оперного театра и неизменно вызывает интерес у зрителя. Правда, в этом сезоне мы отошли от этой традиции и откроемся показом «Шарвили», и то лишь потому, что эта опера была подготовлена под занавес прошлого сезона, ее видела небольшая часть любителей оперного искусства. Любой спектакль нуждается в «обкатке». Чтобы его считать устоявшимся, надо показать широкому зрителю раз десять. Коллективу в прошлом сезоне не удалось это сделать, потому «Шарвили» можно считать премьерным оперным спектаклем. Тем более произошли изменения в ряду исполнителей: солистов-вокалистов, хора, оркестра, режиссерски и музыкально усилены акценты на отдельные сцены — лирические, борьбы с захватчиками и так далее. Так что без натяжки скажу, что 15-й сезон откроет премьера оперы «Шарвили» по национальному эпосу о героической борьбе народа за независимость.

В продолжение разговора о творческом багаже я назову еще оперы мировой классики, которые полюбились оперным театралам. Это «живучие» произведения мировой оперной сцены «Алеко» С.Рахманинова, «Иоланта» П.Чайковского, концертное исполнение «Евгения Онегина» П.Чайковского, оперетты «Аршин мал Алан» У. Гаджибекова, «Валида» Мурада Кажлаева, «Странствия Бахадура» Ширвани Чалаева. Не оставлены без внимания любители балета. Художественный руководитель балетной труппы, балетмейстр Мусса Оздоев поставил «Легенду о любви», «Имама Шамиля»,  «Энигму», «Чарли – великий маг» на музыку Мурада Кажлаева, западноевропейских композиторов. Так что в нашем репертуаре учтены различные вкусы, пристрастия дагестанского зрителя-слушателя, где есть классика, европейское, русское, национальное искусство.

— И все же хотелось бы чаще слышать своих любимых вокалистов, чьи резервы не полностью используются, как мне кажется, видеть хореографические спектакли. Они идут в театре с большим разрывом, а детские оперы – почти только в дни школьных каникул.

— Вот здесь вы коснулись болезненной для нас проблемы. Не забывайте, что театр оперы и балета квартирует в здании, где функционируют еще два других драматических театра – Русский, хозяин здания, любезно приютивший на время нас, а боюсь, что надолго, и Лакский, тоже по своему статусу «квартирант». Три театра в одном здании с двумя небольшими зрительскими залами и сценами – это перебор. К тому же здесь проходит множество других мероприятий республиканского и городского масштабов, юбилеи, концерты местных и гастролирующих артистов. Задача – вклиниться в этот плотный «график работы» здания – непростая. В сентябре-октябре мы не получили ни одного дня, в ноябре театру отведено 5 дней работы на сцене. Нам трудно составить график даже на месяц. Нет достоверной картины, когда же сцена будет свободна для нашего театра. Здесь всем тесно, даже хозяевам – Русскому драматическому театру. Для полноценной работы нам нужны свои репетиционные залы для балета, хора, оркестра, вокальные классы, мастерские да много что еще, а мы лишены полноценной базы.

А если еще учесть, что оркестр не укомплектован инструментами, музыкантами, «не хватает» солирующих голосов, вокалистов, солистов балета академической школы… да и денег тоже не хватает. «Шарвили» театр поставил на средства спонсора – Сулеймана Керимова. За что ему большая благодарность. На выделенные им средства мы не только «одели» и украсили спектакль, но и приобрели звуко-, свето-аппаратуру, которая будет служить и другим спектаклям в нашем репертуаре. Да и одежду, обувь, приобретенные для «Шарвили», с некоторыми нюансами можно будет использовать в дальнейшей работе.

— Если в театре не хватает, как Вы говорите, голосов, нельзя ли приглашать певцов из других музыкальных театров страны на одну-две оперные роли, как это практикуется во всем мире?

— И наш театр нарабатывает такую практику. Например, партию Алеко в одноименной опере П.Чайковского у нас пел тенор из Нальчика. Приглашенный режиссер из Московского академического театра поставил детскую оперу и оперетту Ш.Чалаева. Другое дело, что мы не пользуемся этим методом широко, для того есть серьезные причины – денег маловато. Пригласить певцов, инструменталистов, солистов балета извне на работу на постоянной основе – та же причина: никто не покинет насиженного места на нашу зарплату в театре и без предоставления жилья. Вариантов разнообразить работу театра множество, аргументы нулевые.

— Денег не хватает всегда, а работать все равно надо. Что же увидят любители оперного и балетного искусства в этом, 15-м театральном сезоне?

— Ваша газета одной из первых уже сообщала нашим зрителям, что готовится новая редакция первого национального балета М.Кажлаева «Горянка» в постановке известного в Европе и за океаном балетмейстера О.Виноградова из Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Кстати, он поставил и первую редакцию балета почти 40 лет назад. Бывшая «Горянка» теперь получила новое название – «Прерванная свадьба». О.Виноградов уже приезжал в Махачкалу на предмет изучения творческого потенциала нашего театра, так что работа начата, премьера намечается на февраль будущего года.

У нас в репертуаре уже есть две детские оперы, которые пользуются неизменным успехом у своего юного зрителя.

В этом сезоне мы берем в работу оперу Р. Леонкавалло «Паяцы»…

— Это сложная психологически, да и музыкально опера. Она на слуху, и многие ее слушали, видели в исполнении лучших оперных певцов. Не страшно?

— Мы не соревнуемся с лучшими театрами музыкальных центров России и мира. Театр – это живой организм, естественно, и уровень разный. Но у нас свое видение, и мы покажем свое исполнительное искусство. Я считаю, мы просто должны показать дагестанцам классическую оперу. Это и для театра соответствующая школа – петь мировые образцы академического искусства.

Наш балетмейстр Мусса Оздоев на местном материале готовит балетный спектакль «Кавказские узоры» — это будет очень убедительный балет для дагестанцев и хореографически, и музыкально. Он же со своей труппой  осуществит постановки: «Гамлет», «Поэт и муза» на музыку П.Чайковского.

Театр намерен восстановить цикл «Шедевры мировой классики», где ведущие солисты будут петь западноевропейский репертуар в одном сборном концерте произведения русских, советских; дагестанских композиторов – в другом. Это разножанровое исполнение арий из опер, романсов, инструментальной музыки, балетных номеров.

Такие концерты будут интересны не только для зрителей столичного театра, их могут увидеть и люди в других городах Дагестана, где концертные площадки мало-мальски приспособлены для этого. Так что приходите вы и все ваши читатели газеты к нам в оперный, я думаю, будет всем интересно.

— Спасибо.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»