Сетевое издание «Дагестанская правда»

07:55 | 21 октября, Чт

Махачкала

Weather Icon

Сила духа и огромная воля

Памяти незабвенной Гулизар Султановой

КультЛичность
A- A+

_ Трудно и больно говорить в прошедшем времени о человеке, с которым с давних лет дружили неизменно и верно, очень дорожа этой дружбой. Мне она была особо близким человеком, настоящим другом, опорой, наставником, бесконечно добрым, отзывчивым, искренним. Уход из жизни Гулизар Султановой не оставил никого равнодушным, стал тяжёлой утратой для всех, кто её знал.

Сегодня еще недавно, кажется, что вчера, коварная инфекция последних двух лет отобрала её у близких людей. Очень многие делились болью утраты и отзывались о ней добрым словом и как о человеке, и как о личности, оставившей глубокий след и замечательное наследие.

Вот и мне захотелось написать о ней, чтобы как можно больше наших современников узнали о её профессиональной стезе, жизненном кредо.

Осмысливая дела и поступки, всё, что могла и сделала эта маленькая хрупкая женщина, можно с уверенностью сказать, что годы, с честью и достоинством прожитые ею, отданы людям, Дагестану, его творцам и созидателям… Её имя не только как талантливого театрального критика, театроведа, переводчика, но и как настоящего честного гражданина своей страны широко известно в научной и творческой среде нашей республики и далеко за её пределами.

Невзирая ни на какие перемены и исторические катаклизмы, она оставалась верной себе, своим принципам и всегда смело и с честью их отстаивала, всегда была озабочена происходящим в республике, стране, мире. Её яркие, взволнованные, эмоциональные выступления в печати, на телевидении, собраниях общественности были наполнены безмерной любовью к родной земле – Дагестану, гордостью за его историю, культуру и одновременно болью за опустошённые сёла, за родные языки, за прессинг псевдо– и масскультуры, за девальвацию духовных приоритетов, особенно у молодежи…

Блестяще окончив Ленинградскую академию театрального искусства, а затем и аспирантуру, Г. Султанова успешно работала в разных жанрах – и как историк театра, театровед, театральный критик, переводчик, публицист. Огромная база мировой культуры, на которой формировалась личность в студенческие, в аспирантские годы, проведённые в Ленинграде, конечно, сказалась на всей ее дальнейшей деятельности.

Вместе с тем Гулизар Султанова, безусловно, человек корневой, почвенной культуры. Её великолепное знание народной жизни и народной культуры (поэтической, вокальной, музыкальной), а также блестящее владение русским и родными языками также стали в немалой степени составляющей её профессионализма.

Природа щедро наделила её даром творчества. Судя по тому, какие легенды и сегодня живы об исполненной ею ещё в 1960-е годы роли Парту-Патимы, она могла стать яркой актрисой, однако выбрала другой путь.

Глубокая искусствоведческая подготовка, свободное владение обширным материалом, прекрасное знание театра – это всё о нашей Гулизар Ахмедовне

Более 50 лет талант, жизненный и профессиональный опыт Гулизар Ахмедовны были посвящены культуре Дагестана, её сохранению, процветанию и развитию. И в республике, и на Северном Кавказе, конечно, есть специалисты в области театроведения. Но Гулизар Султанова – единственный специалист, кто всецело посвятил себя театру, и единственный специалист, который мог дать исчерпывающую информацию не только о состоянии и тенденциях развития национальных театров, но и о каждом актёре, режиссёре, как ныне живущем, так и о тех, кого уже с нами нет.

Научные исследования Гулизар Султановой – это созданная ею история всех дагестанских театров с первых шагов становления и развития до сегодняшнего дня. И это не сухие факты, а профессионально, ярко, по крупицам, но объемно воссозданные портреты десятков имен выдающихся и талантливых актёров, режиссёров, драматургов, художников… Её тонкое понимание человеческой природы, знание режиссёрских замыслов и авторских идей захватывает читателя её книг, статей живостью и эмоциональной силой изложения. И очень важное качество её научных изысканий – они пропитаны временем, в котором творили режиссёры, актёры, драматурги. Страницы истории щедро пронизаны человеческим теплом, эмоционально окрашены и наполнены творческой энергией.

Именно благодаря подвижническому труду Гулизар Ахмедовны лучшие работы известных деятелей многонационального театрального искусства Дагестана, их творческий вклад в национальную культуру, этот пласт культурного достояния народа сохранен для истории и будущих поколений.

День за днём, скрупулёзно изучая архивы, рукописи, общаясь с очевидцами, коллегами, посещая спектакли, она издала свыше 10 монографий, подготовила более 150 исследовательских работ по проблемам художественной культуры, в частности театрального искусства. В их числе монографические исследования: «Фольклор в драматургии и театре», «Актёрское искусство Дагестана», «Многонациональный театр Дагестана», «Дагестанская театральная режиссура», «Лакский театр – 80 лет», «Дагестанская драматургия XX столетия» и другие.

Проблемные статьи Г. Султановой по дагестанскому театральному искусству вошли в такие фундаментальные коллективные труды, как «Многоязыкий театр России» (М.: Наука, 1982), «Очерки истории советского искусства» (М.: Наука, 1987), «Искусство Дагестана в XX столетии» (Махачкала, 2012). Её статьи и выступления в печати опубликованы в тематических сборниках Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, в центральных журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар», «Музыкальный журнал»; в республиканских изданиях «Дагестан», «Народы Дагестана»; региональных изданиях «Национальный интерес», «Дон», «Вестник театра».

Глубокая искусствоведческая подготовка, свободное владение обширным материалом, прекрасное знание театра обеспечили исследовательским работам Г. Султановой большой успех в академическом сообществе и широкое общественное признание в республике. Её монографии «Многонациональный театр Дагестана», «Фольклор в драматургии и театре» (2015), а также научный труд с её участием «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.» (1985) удостоены Государственных премий Республики Дагестан. Созданное ею театральное наследие, которому может позавидовать любая из наших соседних республик, безусловно, является достойным вкладом в общую сокровищницу российской культуры.

Немалый вклад внесла Гулизар Султанова в создание и продвижение на сцену современной драматургии. Она активно сотрудничала с драматургами республики и всегда придерживалась при этом высокой профессиональной планки. Являлась инициатором проведения и куратором ряда семинаров, конкурсов, лабораторий современной драматургии.

Она автор блистательных переводов пьес, поставленных на сцене Лакского театра (А. Пушкин, А. Островский, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольер, В. Розов, У. Гаджибеков, Ч. Айтматов, Д. Валеев, Г. Хугаев и др.), а спектакли по пьесам Гулизар Султановой в действующем репертуаре Театра кукол пользуются неизменным успехом у маленьких зрителей.

Являясь прекрасным знатоком дагестанской и мировой драматургии, она нередко помогала театрам в формировании репертуара и всегда призывала их быть ответственными за то, с чем и как обращается театр к своему зрителю, за сохранение нравственной и художественной доминанты театра. При этом для всех дагестанских театров она являлась настоящим другом, самым активным пропагандистом их творчества, добрым советчиком и одновременно требовательным и принципиальным критиком. А её выступления в качестве театрального критика при обсуждении пьес и спектаклей республиканских театров, а также как члена жюри многочисленных театральных фестивалей всегда были предметны, убедительны и высокопрофессио­нальны.

Жизненный путь Гулизар Султановой не был лёгким и безмятежным, при всей кажущейся хрупкости она была стойким, очень сильным, удивительно светлым и влюблённым в жизнь человеком. Её интеллект, образованность всегда подкреплялись поразительной силой духа и воли и в отстаивании принципиальных для неё позиций, в каких бы жизненных и профессиональных ситуациях она ни оказывалась. И при этом в ней порой до детской наив­ности всегда была вера в лучшее, в справедливость и порядочность.

Личностные качества, сила духа и огромная воля помогли ей щедрее открыться людям, оставаться доброй, любящей матерью и женой, другом, наставницей для своих уже взрослых и не совсем взрослых внуков, с которыми у неё существовала просто завидная духовная связь и взаимное обожание.

Не забыть, как неисправимый романтик замечательный супруг Киров Султанов снимал со стены пандур и запевал под зазавороженные взгляды внуков о днях минувших, о битвах праведных, о героической истории… А затем, уговорив Гулизар, вдруг возникала дуэтом проникновенная песня о любви двух сердец, сумевших, несмотря на все испытания, сберечь тепло своих чувств. И в свой последний путь, как бы не нарушая заветов любви, они ушли вдвоем, так тихо и смиренно (на снимке: Киров Абакарович и Гулизар Ахмедовна Султановы).

…За что бы ни бралась Гулизар Ахмедовна, во всём проявлялся её талант и цельная личность, для которой чистота помыслов, высокая нравственность и честность перед своей совестью – главное человеческое кредо. Её имя, ставшее гордостью национальной культуры, и вся её жизнь останутся примером творческой ответственности, достойного служения избранному пути, верности нравственному и профессиональному долгу.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «КультЛичность»