11:57 | 22 мая, Вт

Махачкала

22.05.2018
1EUR73.3321Руб+0.1552
1USD62.5327Руб+0.5919

Система координат Артема Гапурова

A- A+

Париж - город-сказка, город-мечта, одно упоминание о котором рождает воспоминания из любимых в детстве книг, фильмов, даже если мы там не были или были всего раз, а может, не будем никогда. У каждого - свой образ Парижа, сокровенный, особенно для русской души. И это не случайно, ведь в истории наших культур было много эпизодов тесного соприкосновения, схождения.

В сознании проносится вереница образов — Елисейские поля и Эйфелева башня, Всемирные выставки и Дягилевские русские сезоны, и, конечно, Монмартр с его живописными улочками, окутанными легендами о жизни знаменитых модернистов начала ХХ века. Для художника Париж — это прежде всего город-музей с богатейшими коллекциями, город, долгое время бывший законодателем художественных тенденций.

Выставка в Париже — важное событие в творческой биографии художника, это признание профессионализма. С 13 марта на Монмартре (улица Дюрантан), в русской галерее I-Gallery-Intelligence открылась персональная выставка Артема Гапурова «Обозначение пространства», нашего земляка, выпускника декоративно-прикладного отделения худграфа Дагпедуниверситета.

Артем — художник не в классическом понимании этого слова. Он действует скорее как изобретатель, конструктор. Представленные им работы — это инсталляции и артефакты с использованием необычной формы камней, ракушек, фрагментов бутылочных осколков, найденных на разных морских побережьях, расположенных в определенном ритме и совмещенных с металлом и стеклом. Эти элементы находятся в своих нишах, рядах, боксах, сотах и лишь иногда спонтанно нарушают общее стройное чередование.

Инсталляции объединяет общая идея. В освоении мира, который не всегда открыт человеку, а иногда даже может быть враждебен ему, очень важно фиксирование, называние его объектов, приведение их к некоему порядку, детабуирование, обозначение в новой системе координат. Это своеобразное распределение по полочкам, которое мы производим в сознании, попытка определения кода, дешифровка, дающая ключ к пониманию миропорядка.

Артем воспитывался в творческой среде, в семье художников — дизайнеров. Когда Елена и Тагир Гапуровы проходили обучение в художественно-промышленной Академии им. Строганова, их сын, будучи часто предоставлен самому себе, бродил по аудиториям и мастерским училища, обнаруживая то яркие кубики смальты, то впечатляющие станки для графики, открывая для себя выразительные возможности стекла и керамики, камня, металла и текстиля. Часто он оказывался в атмосфере активного обсуждения дизайн-проектов родителей с друзьями и профессорами Академии. Впечатления детства – самые яркие, они ведут нас потом всю жизнь, формируют и направляют, раскрывают красоту мира, заданную величайшим художником – самой Природой, ее многообразие и совершенство. Органические природные формы всегда являлись источником вдохновения для художников дизайна и конструкторов на дальнейшую их переработку, стилизацию и трансформацию.

Интерес к банальным «железякам» приводит позднее к увлечению компьютером и компьютерным дизайном, позволяющим усложнять конструкции, а также фотографией, фиксирующей ускользающее время. И одновременно с этим возникает серьезный подход к научно — фантастической литературе: Шекли, Уиндем, Хайнлайн, Лем, Желязны. И это мы тоже можем почувствовать в новых работах.

По окончании в 2003 году педуниверситета, начинается профессиональная практика Артема. Он работает в области графического и архитектурного дизайна, позже приходит в театр и постоянно участвует в художественных выставках.

Так постепенно складывается круг вопросов и тем, волнующих художника — дизайнера. В идейном отношении это темы космоса и экологии, в техническом – исследования круга понятий. При этом у Артема всегда на первый план выступает изобретательная сторона. Он разнообразит и усложняет технику, экспериментируя с разными, иногда кажущимися несочетаемыми материалами.

Среда естественная, природная и среда искусственная, технический мир, создаваемый человеком, их взаимодействие, случайное или намеренное, гармоничное их соединение или непримиримая борьба. Одна из главных составляющих его работ – экологическая направленность.

В разных композициях, будь то лепестки гинко билобы или семена ясеня, сплющенные монетки, кусочки стекла, отшлифованные морской волной, ракушки, представляют собой отдельные элементы в общей структуре, выстроенные в определенном ритме.

Иногда эти модули как бы выходят за рамки заданной программы и рассыпаются в свободном танце, как волоски одуванчика при легком дуновении (Предназначение).

Многие композиции напоминают оптические иллюзии Вазарелли или гвоздевые композиции Юккера. Но это лишь видимое сходство, за которым кроются иное, личное осмысление, новаторский подход к техническому исполнению. Он играет с формой, представляя простые геометрические фигуры сжатыми, или растянутыми, или трансформирующимися в полусферы (Деформации пространства).

Подобно средневековому алхимику, Артем экспериментирует с материалами, совмещая алюминиевый композит, текстолит, зеркала, окисленную медь, стекло и клей.

В работе «Генератор синтетической жизни» идея более комфортного в экологическом и этическом смысле устройства жизни человека перекликается с теорией Циолковского об освоении новых миров в космическом пространстве.

Задаваясь философскими вопросами, Артем не забывает и об эстетической стороне. Многие его композиции выглядят как декоративные панно, способны украсить любой интерьер, неожиданно раскрыть, какое богатство оттенков сине — зеленого можно извлечь из окисленной меди (Координатная сетка).

Прекрасен художник Гапуров, путешествующий по миру, по разным странам и городам, собирающий диковинные штуки и затем раскрывающий нам глаза на то, мимо чего мы проходим ежедневно и безучастно, не замечая красоты. Опытным глазом он выхватывает из реальности объекты и представляет их в новом свете, с иной стороны.
Артем — человек удивительно легкого характера: он легко общается, легко влюбляется, легко перемещается. Он только вчера был в Махачкале и вдруг уже в Москве, а потом в Риге, Лондоне, Амстердаме и Париже. И это уже в рамках культурной программы международной мастерской творческого объединения Made in Cardbordia, целью которого является создание пространства Города будущего, идеального для жизни и творчества.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «КультЛичность»