Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 03 декабря, Пт

Махачкала

Weather Icon

Слава и гордость Дагестана

КультЛичность
A- A+

15 января исполняется 90 лет выдающемуся композитору, одному из основоположников профессиональной музыки Дагестана, видному деятелю музыкальной культуры России, дирижеру и педагогу, лауреату государственных и международных премий, народному артисту РСФСР, академику РАЕН, профессору, народному артисту СССР и Республики Дагестан Мураду Магомедовичу Кажлаеву.

В одном из своих посвящений талантливому музыканту Расул Гамзатов написал:

Возьми слова мои, и если
В них землю с небом породнишь,
Они, пожалуй, станут песней,
Взлетев, как птицы с горских крыш.

Биография Мурада Магомедовича Кажлаева начиналась в Баку, где сама атмосфера большого многонационального города с самобытными традициями и насыщенной культурной жизнью не могла не оказать влияния на молодого человека. И, безусловно, формированию широты его интересов в решающей мере способствовала известная и уважаемая семья, где с его отцом – доктором медицины, профессором Магомедом Давудовичем Кажлаевым – общались многие представители интеллигенции азербайджанской столицы и Дагестана, а также деятели культуры Москвы. А заботами мамы Елены Михайловны природная одаренность сына получила развитие в музыкальной школе-десятилетке, а дальше, после учёбы в Азербайджанском индустриальном институте, определился уже собственный выбор будущего композитора – победила музыка, и начался путь призвания.

Учёба в Азербайджанской государственной консерватории под руководством профессора Бориса Зейдмана, дирижёрская стажировка у знаменитого маэстро Ниязи, изучение яркой, красочной стилистики композиторов бакинской школы и творчества выдающихся мастеров советской музыкальной культуры, личное общение с ними стали крепкой основой, на которой формировался профессионализм Мурада Кажлаева, развивался его талант. Уже первое крупное студенческое сочинение — симфоническая поэма «Памяти 28 героев-панфиловцев» было исполнено в 1953 году в Бакинской филармонии, а в декабре 1954 года — в Москве.

Вместе с тем начинающий автор оказался чрезвычайно восприимчив к выразительности новых музыкальных течений 50-х годов, покоривших молодое поколение нашей страны. Могучая энергетика джаза, мастерство мировых джазовых исполнителей не могли не захватить молодых музыкантов. И в последствии это увлечение найдет в творчестве композитора свое оригинальное, органичное место.

Ещё в годы учебы Мурад Кажлаев был принят в Союз композиторов СССР. Дагестанское отделение этого союза начало работу с 1955 года, и, наряду с первыми профессиональными дагестанскими композиторами Годфридом Гасановым, Сергеем Агабабовым и Наби Дагировым, юный Мурад Кажлаев вошел в число основателей дагестанской академической музыки.

Начало самостоятельной профессиональной деятельности в Дагестане принесло композитору исключительно важное открытие самобытности дагестанской музыкальной культуры, с которой он отныне и на всю жизнь связал свое имя и творчество. Отсюда началось развитие его собственного авторского стиля, соединившего в единое художественное целое интонации и ритмы горских мелодий, богатство выразительных возможностей академического искусства и джаза, демократичность массовых жанров.

Уже в 1959 году Мурад Кажлаев получил первую международную награду – первую премию и золотую медаль за «Концертную лезгинку», представленную на международный конкурс Всемирного молодежного фестиваля в Австрии (г.Вена). Но наиболее широкое признание творчество М. Кажлаева получило в Москве. Отсюда началось сотрудничество будущего маэстро с Эстрадно-симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством Юрия Силантьева, другими концертными коллективами, ведущими солистами, издательствами и киностудиями. Музыка Мурада Кажлаева зазвучала на Всесоюзном радио и телевидении, в программах концертных залов, с грампластинок и кинолент.

Произведения дагестанского композитора были высоко оценены известными деятелями отечественного музыкального искусства и зарубежными коллегами. В 1966 году сочинение Мурада Кажлаева впервые прозвучало за рубежом, в Праге, где за «Концерт для джаз-оркестра (Африканский)» автор был удостоен высшего государственного приза имени Ярослава Ежека и второй премии международного джазового фестиваля.

Начало самостоятельной профессиональной деятельности в Дагестане принесло молодому композитору исключительно важное открытие самобытности дагестанской музыкальной культуры, с которой он отныне и на всю жизнь связал свое имя и творчество

Благодаря творчеству Мурада Кажлаева, его дирижерской, общественной и просветительской деятельности мир лучше узнал о Дагестане. Известный итальянский композитор, мастер киномузыки Нино Рота писал: «… Мурад Кажлаев – музыкант, которого я глубоко уважаю за его талант, корнями уходящий в родную почву, но который при этом превосходно пишет и оркеструет песни других народов».

В списке произведений композитора – сотни названий. Именно Мурад Кажлаев впервые открыл широкому кругу слушателей богатства музыкального наследия Страны гор и внес в фонд национального музыкального искусства современные жанры: первые произведения программно-симфонической музыки, среди которых – симфонические картины «Дагестан», первый дагестанский балет «Горянка», вошедший в репертуар Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, первое сочинение для джаза «Африканский концерт», ревю «Миллион новобрачных» для Ленинградского мюзик-холла, многочисленные инструментальные и оркестровые пьесы, камерные и вокально-симфонические произведения, крупные оркестровые сюиты — «Симфонические танцы-картины», «Симфонические иллюстрации — Шамиль», песни и романсы, джазовую и эстрадную музыку, получившие восторженный приём слушателей и высокую оценку коллег.

Мелодически яркий, театрально-красочный стиль композитора был широко востребован в кино. По заказам ведущих киностудий им написана музыка к 42 отечественным и зарубежным фильмам. Явлением грандиозного масштаба в творчестве композитора стало создание первого национального балета «Горянка» по одноимённой поэме Расула Гамзатова. Этот балет не только получил сценическое воплощение на ведущей сцене страны, но впоследствии обрёл долгую постановочную жизнь. Особый эмоциональный настрой поэмы, её проникновенная лиричность и высокая романтика чувств оказались глубоко созвучны молодому композитору. Не случайно, создавая прекрасную музыку балета, Мурад Кажлаев посвятил её своей героине – супруге Валиде Ислам-заде. За эту работу в 1970 году его создатели – композитор Мурад Кажлаев, балетмейстер-постановщик Олег Виноградов, дирижёр Джемал Далгат и главные солисты-исполнители были удостоены Государственной премии РСФСР имени М. Глинки.

Говоря о профессиональном вкладе Мурада Кажлаева в музыкальную культуру Дагестана, нельзя не отметить, что именно благодаря его энтузиазму в 1957 году при республиканском радио был создан симфонический оркестр. Став художественным руководителем Дагестанской государственной филармонии, в 1964 году он создал эстрадно-джазовый вокальный ансамбль «Гуниб».

Предметом особой гордости Дагестана стала деятельность Мурада Кажлаева в прославленном Академическом Большом концертном оркестре им. Юрия Силантьева. Впервые за пульт этого коллектива молодой композитор встал в середине 50-х годов, много лет сотрудничал с оркестром как автор, а с 1988 года возглавил его. Руководителем и главным дирижером оркестра Мурад Кажлаев был 20 лет, и за годы его работы оркестр много гастролировал по городам России и за рубежом, получил международные награды «Серебряное плато Италии», «Гран-При Кореи», удостоен высокого титула «Академический», а имя Юрия Силантьева увековечено на «Аллее звезд» в Москве.

Высокий профессионализм и авторитет Мурада Магомедовича Кажлаева были востребованы и в работе жюри международных песенных конкурсов, широко известных и популярных в советский период: «Сопот» (Польша), «Золотой Орфей» (Болгария), «Братиславская лира» (Чехословакия), «Красная гвоздика» (Россия), а также успешно реализовались в деле подготовки музыкальных кадров. Имея огромный практический опыт, профессор Кажлаев щедро передавал свои знания студентам и аспирантам Ростовской государственной консерватории им. С. Рахманинова.

Очень важным вкладом в культуру Дагестана является забота Мурада Магомедовича о молодых кадрах музыкантов. Стремление обеспечить республику новым поколением талантливых музыкантов нашло воплощение в создании государственной школы для особо одарённых детей. Завершив деятельность руководителя оркестра им. Силантьева в 2007 году, Мурад Кажлаев вернулся в Дагестан и посвятил себя воспитанию юных музыкантов. При школе его стараниями был создан ещё один очаг сохранения дагестанского музыкального наследия – Музей музыкальной культуры Дагестана.

Большой жизненный и профессиональный путь композитора полон творческих достижений, оставивших яркий след в духовном наследии столетия. И уже более семи десятилетий созданная им музыка не перестает звучать со сцен концертных залов и театров, радио и в многочисленных кинофильмах, в педагогической практике и просто в кругу любителей и поклонников его творчества. О нем написаны 4 книги, сняты 5 документальных фильмов, многократно изданы нотные тиражи сочинений.

Труд и заслуги композитора удостоены многих государственных наград и высшего почетного звания страны «Народный артист СССР», на международном уровне ему присвоен высший титул Евразийской академии наук «Евразийская легенда». Но главное – его музыка любима и востребована.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи из рубрики «КультЛичность»