«Слова камней»
Эти камни особенно красноречивы. Они пришли к нам словно из другого мира, из прошлого, сквозь время, чтобы сегодня свидетельствовать о том, как было, как все начиналось. Их изучают, исследуют. Камень способен многое рассказать о целых эпохах в истории.
«Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» в связи с 800-летием со дня рождения князя Александра Невского представил выставку «Слова камней. Из истории христианства в Дагестане». Выставка проходит в зале Союза художников РД.
Здесь представлен археологический материал (каменные кресты ХI-ХIII вв.), фотографии памятников раннехристианской культуры на территории Дагестана, архивный материал по истории собора Александра Невского в Махачкале и православного зодчества в Дагестане, снимки скульптурных памятников и церковного зодчества, посвященные Александру Невскому, и произведения живописи дагестанских художников на тему христианства.
Каждый экспонат здесь имеет свой паспорт, и не простой с физическими данными – размером, возрастом, родословной, а научный, который раскрывает страницы истории.
– С идеей организации выставки, посвященной 800-летию со дня рождения выдающегося исторического и духовного деятеля Руси св. Благоверного князя Александра Невского в музей обратилась Махачкалинская епархия. Предложение поддержали и расширили концепцию выставки, включив разделы по истории христианства в Дагестане и его месту в жизни дагестанского общества, – рассказывает директор музея-заповедника Зумруд Сулейманова.
– На земле Дагестана оставили следы множество исторических эпох, начиная от нижнего палеолита, через весь каменный век — до эпохи бронзы и железа, от раннего средневековья до нового времени. В самобытной культуре Дагестана, наряду с мощным пластом архаических верований и сохранившимися вплоть до наших дней реликтовыми явлениями, отразились многие религии — от зороастризма до ислама. Но путь к исламу шел через иудаизм и христианство, занимавшее в истории края не последнее место.
Дагестан с древнейших времен являлся сложнейшим регионом в этноконфессиональном отношении. Он был коридором, связывающим Восточную Европу с районами Среднего Востока, через его территорию проходили великие переселения народов с Востока на Запад и с Запада на Восток. Движение народов через Восточный Прикаспий оставляло следы материальной и духовной культуры, в том числе и религии. Последовательно сменяющиеся религии на территории Дагестана оставили множество памятников духовной и материальной культуры, имеющих большую художественную значимость. Они сыграли важную роль в социальной и духовной жизни народов Дагестана в зависимости от времени и условий их проникновения и распространения.
Выставка «Слова камней. Из истории христианства в Дагестане» продолжает запущенный в 2019 г. выставочно-просветительский проект «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейша».
Но если первая выставка была посвящена истории одного из ранних оплотов ислама в Дагестане – резиденции кайтагских уцмиев Кала-Корейшу и его уникальным мемориальным памятникам, то сегодняшняя экспозиция – первая попытка в визуальном формате показать историю возникновения и распространения в республике одной из мировых монотеистических религий и ее значение в духовной жизни современного Дагестана.
Христианство на Северном Кавказе, в том числе на территории Дагестана, уходит корнями в апостольскую эпоху. – По преданию, Благую весть в Кавказских горах проповедовали многие из числа ближайших учеников Христа. Сохранились сведения о том, что уже в I веке святой Елисей, ученик апостола Фаддея, достиг в своем миссионерском путешествии окрестностей Дербента, – рассказывал Варлаам, архиепископ Махачкалинский и Грозненский. – Уже через несколько десятилетий христианство утверждается в Кавказской Албании, а Дербент вплоть до середины VI века становится кафедральным городом предстоятеля Албанской церкви.
Об этом свидетельствуют письменные и археологические источники. Из православной Грузии христианство начало распространяться в горных районах Дагестана с VIII века. Особенно его влияние усиливается в Х–ХІІ веках, тогда же получает распространение письменность на основе грузинской графики, а в позднем средневековье известны попытки европейских миссионеров распространить в Дагестане католичество. Постепенно в Стране гор повсеместно утверждается ислам, но вплоть до нашего времени следы христианства сохраняются не только в памятниках археологии и эпиграфики, но и в языках и культуре горцев.
– Начиная с XVIII века христианство вновь появляется в пределах Дагестана. Старейшим на Северном Кавказе монастырем остается основанная в 1736 г. в Кизляре обитель в честь Воздвижения Креста Господня. А в 1891 г. в городе Порт-Петровске (Махачкала) был построен собор в честь святого князя Александра Невского. Величественный храм у подножия горы Анжи-Арка, ставший архитектурной доминантой города, был уничтожен в годы гонений, но доныне святой Александр Невский почитается как покровитель столицы республики и всего Дагестана, – рассказал Варлаам, архиепископ Махачкалинский и Грозненский.
Центральный государственный архив РД представил на выставке документы из фондов, отражающие эпоху начиная с XVIII века. Это архивные документы об истории распространения христианства в Дагестане с сохранившимися сургучными печатями…
Выставка собрала множество ценных экспонатов, рассказывающих о том, как и в какие века распространялось христианство в определённых районах Дагестана. В Урадинском, Галлинском, Хунзахском, Тидибском и Тиндинском могильниках в большом количестве обнаружены христианские памятники VIII – Х вв., а также резные каменные кресты, относящиеся к ХI – ХIV вв.
Взгляд художников обращен и к часовне в горах Дагестана ХI в., спрятанной в сердце ущелья, у подножия высоких гор Шамильского района. Храм Датуна – один из немногих сохранившихся в Дагестане памятников христианской культуры. По некоторым данным, построен он грузинскими миссионерами, которые основали в этой местности поселение. Храм является уникальным памятником зодчества.
Так Дагестан, вступив в III тысячелетие, остается уникальным краем, где в мире и согласии издавна живут представители многих народов и вероисповеданий, хранящие свои вековые традиции.
В подготовке выставки оказали содействие Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург), Центральный государственный архив РД, Махачкалинская епархия Русской православной церкви, отделы археологии и истории досоветского периода ИИАЭ ДФИЦ РАН, Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи, музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, музей истории г. Махачкалы, музей мировых культур и религий (г. Дербент).