Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 25 января, Пн

Махачкала

Weather Icon

Словно гимн небесный…

Театры
A- A+

Дагестанский театр оперы и балета представил на прошлой неделе вокально-хореографический спектакль «Ангелы во крови» на сцене большого зала Русского драмтеатра. В основу постановки легли стихотворения Миясат Муслимовой «Ангелы во крови», посвященные трагическим событиям, произошедшим в Беслане в 2004 году.

Сразу после спектакля, выступая перед зрителями и театральной комиссией, автор либретто, хореограф и режиссер постановки, заслуженный артист России Муса Оздоев отметил, что в основу произведения было взято не локальное событие – трагедия в Беслане. Лейтмотивом здесь проходит вся боль мирового человечества. Плач по ушедшим из жизни – ключевой момент, потому что это были ангелы, которым не дали созидать и проявить себя на этой грешной земле.

— Я показал на сцене общечеловеческую боль, мировую трагедию. Подобное могло произойти в любом городе, стране или на континенте. Это могло случиться в Монголии, Бирме или еще где-то, – подчеркнул Оздоев. – Были и есть людишки, прикрывающиеся религией и без стеснения продолжающие свои подлые дела.

Режиссер уверен, что даже школьникам нужно рассказывать о войне, другой вопрос – как это делать. Актёры, задействованные в монументальном спектакле, глубоко прочувствовали боль своих героев. Возможно, поэтому вместе с ними плакал и весь зрительный зал.

Кантата взята за основу

Когда-то давно Оздоев слышал кантату «Песни об убиенных детях» Ширвани Чалаева. Стал интересоваться историей этого произведения, отыскал старую видеозапись в исполнении Государственного хора Республики Дагестан.

— Зацепила музыка, однако из-за плохого качества разобрать слова не мог. Прослушав ее несколько раз, пришел к выводу, что это именно то произведение, которое должно быть взято за основу будущей постановки. Моя душа откликнулась на нее, – рассказывает Муса Хазботович. – Оставалось придумать преамбулу. Идея как связать произведение пришла после прослушивания первой части «Дагестанской сюиты» Сергея Агабабова, которая передает состояние и трагедию жизненных перипетий горского селения.

В этом произведении народ во время сельского праздника весны выходит на главную площадь, где люди общаются, встречаются и радуются. Дети прогуливаются с воспитателями, старики сидят на скамейках, к ним подходят юноши, появляются на сцене и девушки, они затевают танец-хоровод…

Постановка получилась цельная, сюжетная, эмоциональная и гармоничная. Театру удалось органично соединить музыку наших композиторов, гармоничен сам балет – всё у них получилось

Стремительно в их танец врываются юноши, и зритель видит в их исполнении лезгинку на музыку Мурада Кажлаева. Действо завершается массовым танцем. Веселье и задор неожиданно прерывают взрывы гранат, автоматная очередь, и все цепенеют от неожиданности – в дом пришла беда.

Юноши встречают нападение, однако хорошо обученные в боевом искусстве бандиты захватывают центр села, затем предъявляют условия руководству района.

Тем временем спецназ начал действия по освобождению заложников, начался бой, увы, не подконтрольный никому. Перед зрителями оказывается трагедия, которая глубоким надрывом кричит и плачет по безвинно убиенным детям-ангелам. И, словно небесный гимн по погибшим «ангелам во крови», звучит кантата Ширвани Чалаева.

В постановке также была использована музыка Сергея Агабабова, Мурада Кажлаева, то есть здесь красиво сочетаются произведения трех замечательных, интересных, известных композиторов. И получилось цельное произведение.

– Сложность состояла лишь в том, чтобы спектакль был динамичным, пластичным, было взаимодействие хора и балета, – говорит Оздоев. – Скажем так: найдена была кантата, всё остальное приложилось.

Неожиданное воплощение

В кантате три произведения Миясат Муслимовой, помимо них, для постановки были использованы дополнительно два произведения поэта – после пролога прозвучало ее стихотворение «Отчизна с вами у меня одна» из поэмы «Диалоги с Данте», а перед кантатой – «Дзерасса», монолог матери погибшей в Беслане девочки. 14 декабря была не только премьера постановки «Ангелы во крови», но и поэтический вечер Миясат Шейховны. Для нее самой это воплощение было полной неожиданностью.

— Мне и, думаю, всем, кто присутствовал в зале, спектакль понравился, – говорит Муслимова. – Слова не были самодовлеющими, все-таки это вокально-хореографическое произведение. Постановка получилась цельная, сюжетная, эмоциональная и гармоничная. Театру удалось органично соединить музыку наших композиторов, гармоничен сам балет – всё у них получилось. Текст усилился другими средствами воздействия – музыкой, хореографией, эстетикой и пластикой искусства. Меня всегда волновал вопрос: – насколько этично переносить эту тему на сцену? Раньше я была против такого и прекрасно понимаю, почему спектакль в этом же театре о событиях на Дубровке в 2002 году по пьесе британского драматурга Натальи Пелевайн вызвал неоднозначную реакцию. Раны были слишком свежи, должно было пройти время. Сейчас оно прошло. Не каждую тему можно перенести сразу на сцену. Ужас реального террора несовместим с игрой и может восприниматься как кощунство или фальшь. Сейчас такая постановка имеет место быть. В борьбе с терроризмом, экстремизмом и бандитизмом нельзя недо­оценивать культуру. Чаще всего именно искусство сильнее действует на человеческое сознание и эффективнее бесконечных лекций и однообразной, ставшей привычной информации.

Ширвани Чалаев написал симфоническое произведение для хора и струнного оркестра «Реквием по убиенным детям» более 10 лет назад. В Москве оно было исполнено на Международном фестивале современной классической музыки в 2009 году, а в этом году исполнено во Владикавказе на презентации переизданной там моей книги. Она была переиздана по инициативе и на средства муфтия Осетии, председателя Духовного управления мусульман РСО-­Алания, председателя Конституционного суда Северной Осетии С.М.Кесаева, психолога М.Сосрановой, кинорежиссера и сценариста И.Черджиевой. В рамках юбилея Союза композиторов Дагестана оно прозвучало в зале Махачкалинского музыкального училища им. Г.Гасанова 24 апреля 2015 года в исполнении Государственного хора РД под управлением Натальи Макеевой (концертмейстер – Людмила Абдуллаева). Так что у произведения «Ангелы во крови», а оно довольно большое, это не первая жизнь на сцене.

Увидеть снова

Постановка осуществляется при поддержке Министерства культуры РД в рамках Государственной программы РД «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в РД». Благодаря работе сценографа, народного художника РД Ибрагимхалила Супьянова, художника по костюмам, заслуженного художника РД Хадижат Алишевой и технической группе во главе с директором театра Магомедом Абасовым премьера получилось такой красивой.

Монументальное, пластическое произведение предполагается демонстрировать только на большой сцене, ведь в финале на сцену одновременно выходят около ста человек.

Тема довольно сложная, музыка душераздирающая – глаза наполняются слезами. Если исходить из мнения зрителей, то спектакль «Ангелы во крови» удался. После новогодних праздников зрители снова смогут увидеть его. Будем надеяться, что ситуация с коронавирусом к тому времени стабилизируется, и мы в очередной раз убедимся, какое глобальное значение имеет культура.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Театры»