Смех с грустинкой
Незамысловатый сюжет, простые и понятные декорации и много музыки и танцев… По такому рецепту режиссер Салих Иманголов некогда создал и поставил на сцене Аварского театра спектакль «Зятья». Комедия с простой историей и добрым юмором с первых дней пришлась по вкусу зрителю, и сегодня спектакль остается одним из любимых и посещаемых в театре.
Действие происходит в одном из горных сел Дагестана, где главный герой повествования Басир открывает животноводческую ферму. Дела идут хорошо, но все же есть у него и его жены Зазы одна общая на двоих печаль и забота – они ждут не дождутся хороших сватов для своих пяти любимых дочерей.
Мольбы стариков были услышаны, и в один из дней в их доме появляется молодой человек Чанакан. При расспросах выясняется, что он корреспондент республиканской газеты, приехавший в командировку написать очерк об их семье, как о преуспевающих фермерах.
Мать Заза суетится: как бы лучше угостить гостя и, не дай бог, не упустить «добычу». Девочки тоже бегают вокруг журналиста, угождая ему и веселя своими танцами и песнями. И одновременно каждая думает, кому же он достанется?!
А Чанакан, обратив внимание на озорную Месек, самую младшую среди них, собирает материал для своего очерка… Он напишет замечательный материал. Тот самый, что круто повернет жизнь семьи Басира и сделает так, что от зятьев у него не будет отбоя. Но что именно? Об этом рассказывать долго, лучше всего посмотреть и насладиться действом замечательной комедии.
Как только открывается занавес, зрителей восхищает хорошо продуманная, яркая, с точными визуальными акцентами декорация. Сюжет развивается на двух площадках с разными интерьерами: в доме Басира и в редакции газеты.
Увлеченность зрителя драматическим текстом ощущается с самого начала спектакля. И это неудивительно, ведь все сразу подмечают, что постановка лишена штампов и скучных назиданий. События развиваются бурно, комизм льется через край.
Все это не было бы возможным, не будь хорошо слаженной игры актеров. В спектакле задействованы как опытные артисты, так и молодой состав труппы. И с каждой постановкой молодежь берет уроки мастерства у старших.
Роль отца Басира впечатляюще исполняет заслуженный артист России Гусейн Казиев. В роли матери Зазы выступает заслуженная артистка Дагестана Зайнаб Гамзатова. Играют оба страстно и достоверно, их пластике присущи тонкость и точность.
Равняясь на стариков, молодые актрисы театра также создают достоверные и точные образы сестер. Это шустрая и озорная Месек (артистка Урижат Абдулаева), скромная и трогательная Нуси (Ашура Иманалиева), сдержанная и разборчивая Нану (артистка Ариза Магомедова), мягкая и искренняя Кану (Рукият Халидова), мудрая и принципиальная Муси (заслуженная артистка РД Майсарат Абдулмеджидова). На протяжении всего действия их игра очень трогательна и вызывает восхищение молодостью.
Обаятельно сыгран и другой персонаж постановки – Чанакан в исполнении Нажмудина Шангереева. Актер слепил хороший образ молодого и ответственного журналиста, который дорожит своей репутацией.
Эта простая и добрая комедия – одна из работ, позволяющих и актерам, и постоянному зрителю театра ощутить незримое присутствие Салиха Иманголова. Режиссер оставил в истории театра добрый след.
— Салих начинал свою работу в театре как актер, и, думаю, это и позволило ему в последующем стать замечательным режиссером, – рассказывает актер Гусейн Казиев. – Он не был диктатором и всегда выслушивал актеров, их идеи. Когда ставили спектакль «Зятья», было также, работа благодаря этому была всем в радость. Эта постановка, как, впрочем, и все работы режиссера, не просто комедия, которая дарит людям возможность посмеяться. Салих Иманголов умел сделать так, чтобы смех в его комедиях был не ради смеха, а с долей легкой грустинки, заставляющей зрителя задуматься о чем-то важном в его жизни. Возможно, именно поэтому его постановки по сей день так любят и ценят.