Солирует – альт
В Махачкале состоялся первый концерт XI Международного музыкального фестиваля «Порт – Петровские Ассамблеи», который проводит Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова. На сцене Кумыкского театра выступил лауреат международных конкурсов, альтист из Санкт–Петербурга Алексей Людевиг.
В свой первый приезд он выступал с барочной музыкой и знаменитой «Альтовой сонатой» Дмитрия Шостаковича – великим откровением о жизни и смерти, которую считают реквиемом композитора самому себе.
Говоря о программе концерта Людевига в нынешних ассамблеях, художественный руководитель Даггосфилармонии Ирина Нахтигаль отметила демократичность и разнообразие подбора произведений, разносторонность музыканта, владение им любыми жанрами.
Партию фортепиано в первом концерте ассамблей исполнила заслуженная артистка России Зарифа Абдуллаева. Работа дирижером Камерного оркестра филармонии отнимает много сил и времени, тем дороже для наших слушателей ее редкие выходы на сцену в качестве пианистки. С Алексеем Людевигом у них сложилось гармоничное творческое содружество двух равноправных музыкантов, ведь исполнение камерной музыки непременно требует от артистов чувство ансамбля.
В первом отделении прозвучали серьезные произведения – Анданте и Венгерское рондо Вебера, Соната для альта и фортепиано Франка, во втором — Соната ми – минор Моцарта и шлягеры классической музыки – «Вокализ» Рахманинова, «Ноктюрн» Шостаковича, «Мелодия» Глюка, «Муки любви» Крейслера и другие произведения. Сам Алексей Людевиг отметил, что в программе преобладала «сумеречная музыка», тем контрастнее и ярче звучали в концерте произведения романтиков. Почти вся исполненная музыка была переложением произведений, написанных для других инструментов, поскольку только в XX веке альт стал солирующим инструментом.
Отвечая на вопрос: В чем особенность альта для композиторов? — Алексей Людевиг заметил, что многие авторы только под конец жизни приходили к пониманию глубины этого инструмента и писали альтовую музыку. Для Людевига неким творческим кредо стали слова гениального альтиста Юрия Башмета: «Музыка – это как рисунок на песке. Ты рисуешь что – то, а потом приходит волна, и ты должен снова что – то доказывать».
Концерт завершился двумя бисами: прозвучали «Архаик – блюз» Мясоедова и музыка из кинофильма «Кин – дза – дза» «With a Smile for Slava» Гии Канчели. Уже после того, как зрительный зал опустел, артиста долго не отпускали воспитанники Каспийской городской школы искусств им. С. Агабабова, которые хотели взять у Алексея Людевига автограф. Более пятидесяти юных скрипачей посетили этот концерт, и то, что они выдержали такую серьезную программу, так же приятно удивило музыканта, как и в его первый приезд.