Соревнование нарциссов,
В мире музыки существует мнение, что вокалисты-тенора – настоящие нарциссы, не выносящие друг друга на сцене и привыкшие притягивать все внимание публики к собственной персоне. В 2006 году в России был создан уникальный арт-проект «Тенора XXI века» и стереотип опровергли. Увидеть, как ведущие тенора страны, лауреаты международных и российских конкурсов, солисты лучших оперных театров России, имена которых известны во всем мире, уживаются на одной сцене, дагестанцы могли, побывав на днях на концерте в Русском театре, где в рамках проходящего в республике уже восьмой раз фестиваля «Порт-Петровские Ассамблеи» проходил концерт теноров. Об идее концертной программы и о проекте вообще за кулисами «ДП» рассказали пианист Дмитрий Сибирцев (руководитель проекта «Тенора XXI века») и мультиинструменталист Юрий Медяник.
— Дмитрий Александрович, вы руководитель и создатель популярного тенорового проекта. Какая программа в этот раз подготовлена для поклонников «Порт – Петровских Ассамблей»?
— Нам достаточно сложно было выбрать программу для концерта в Махачкале. Но мы остановились на одной из нашего репертуара. Она называется «Passion» (Cтрасть). Это испанские песни, латиноамериканское танго, арии из испанской сорсуэллы (это разновидность оперетты) и несколько неаполитанских песен. Программа сделана нами давно вместе с нашим большим другом Юрием Медяником. Все солисты очень ориентированы на эту музыку, здорово ее чувствуют, поэтому каждый раз, как мы преподносим её публике, вечер оставляет приятную эмоциональную окраску.
— Вы очень много гастролируете не только в России, но и за рубежом, на каких площадках вы работаете сегодня?
— Мы выступаем на открытых площадках в Москве, на больших фестивалях в европейских странах, достаточно назвать последние – Кипр, Ливан, Израиль, Черногория, Македониия, Вена, недавно вернулись из Белоруссии. Везде публика очень доброжелательная, но есть свои особенности. В некоторых городах любят, чтобы мы пели русскую классику или советскую эстраду. У нас есть одна из самых любимых у российского слушателя программ – «Золотые шлягеры любви» — эстрадные песни 70-80-х годов. Сегодня их петь почти некому, но люди помнят эти хиты, и прием бывает совершенно фантастический всегда. А концерт в рамках «Ассамблей» показал голос «тенор» в оперном пении. Главные требования, как всегда, – показать высочайшее мастерство настоящей вокальной школы и, конечно же, эмоциональность.
— Почему объектом своего проекта вы выбрали именно тенор?
— У меня отец – тенор, народный артист России Александр Сибирцев, так что это наследственная тяга. Отвечая на вопрос, скажу, что создать постоянный проект было возможно только с тенорами. Дело в том, что творческая палитра именно теноров необычайно велика. Они могут петь практически все: лирическую музыку, драматические арии, итальянские и неаполитанские песни, танго, песни военных лет. У нас есть даже специальная программа для детей, где мы поем песни из мультфильмов и кино. То есть возможности тенора безграничны. У проекта «Тенора XXI века» на сегодня в репертуаре тридцать семь программ — это более двух тысяч произведений. С этими исполнителями можно делать все что угодно.
— Есть такая известная шутка, что тенор – это диагноз. Вам как руководителю сложно бывает выстроить взаимоотношения в своем коллективе?
— Мы все дружим уже много лет. А в своем проекте я хочу показать, что все тенора — немножко нарциссы, и каждый больше всего любит себя и свой голос, но, несмотря на это, они могут быть объединены общей идеей и дополнять друг друга, при всем при том, что это все равно соревнование. Очень интересно бывает наблюдать во время концерта, как каждый из них старается доказать, что он лучший. Но в финальных произведениях, где они поют вместе, они подставляют друг другу плечо, выручают, если у кого-то что- то не получается.
Тему нарциссизма продолжил в разговоре с журналистами и Юрий Медяник, который несколько раз приезжал в Махачкалу с самыми разнообразными и неожиданными программами, и наши меломаны очень любят и ценят этого музыканта:
— Я думаю, что здоровым нарциссизмом в какой-то степени должен обладать любой артист. Если не любить то, что ты делаешь, невозможно абсолютно убежденно выйти на сцену и подарить это публике, поэтому правильная доля нарциссизма должна быть, но не самовлюбленность, все хорошо в меру.
— Насколько ваше выступление зависит от количества публики в зале?
— Я мог бы сказать, что мы в совершенстве владеем системой Станиславского, ставим четвертую стену, и нам абсолютно все равно, сколько людей в зале. Но, конечно, нет. Разумеется, приятней работать при полном зале. Но бывают совершенно удивительные вещи, когда не полностью заполненный зал по энергетике значительно более интересен, чем переполненный зал, который по 15 минут аплодирует каждой пьесе. Самое главное – найти этот контакт с публикой, либо он есть, либо его нет, и это от количества аплодисментов не зависит. Могу сказать уверенно, что с дагестанской публикой у меня контакт сложился хороший и я с удовольствием каждый раз приезжаю в республику.
— В ваш последний приезд вы исполнили нам отрывки из новой программы «Времена танго» — переложение музыки Вивальди в стиль самого страстного из танцев. Насколько я знаю, махачкалинцы стали одними из первых слушателей этой оригинальной транскрипции, и она вызвала тогда у наших зрителей море оваций. Как складывается дальнейшая судьба этой работы?
— Программа «Времена танго» уже записана на диск, она прозвучала в десяти российских городах. На следующий сезон уже есть несколько приглашений в Европу, и этим летом мы ее тоже играем. Как я и предполагал, она вызвала очень большой интерес у слушателей, и ее везде встречают с таким же восторгом, как принимала ее махачкалинская публика. Этот опыт нам очень понравился, и мы решили продолжить перекладывать академическую музыку в жанр танго. Взяв за основу эту идею, мы сейчас работаем еще над одним циклом. Это русская музыка XIX века, но я пока оставлю имя композитора в секрете, пусть будет интрига.
Концерт «Passion» стал прекрасным началом «Ассамблей». Дагестанцев ждет еще много интересных вечеров оркестровой музыки, джазовой, флейтовой, фортепианной, скрипичной и вокальной. Ближайший концерт фестиваля состоится 21 мая в зале Кумыкского театра в 19.00. Вместе с Камерным оркестром Даггосфилармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой выступит американский пианист, лауреат международных конкурсов Михаил Яновицкий. Следите за афишами!