Создавая мифы заново
Среди молодых художников все чаще встречаются те, кто пишет картины, которые не дают возможности однозначного толкования. Задача зрителя - вступить с автором в своеобразный диалог и найти собственный смысл. Одним из таких художников является Муса Гайворонский, чья выставка «Мифология разума» открылась недавно в Центре этнической культуры в Махачкале.
29-летний художник активно выставляется с 2011 года. Он успешен и в других форматах современного искусства: в инсталляции, фото-, медиаискусстве, видео-арте, перформансе. Список его участия в выставках выглядит внушительно. Данный персональный проект, выполненный в виде живописи, уже третий в биографии художника. Первый был посвящен фотографии, а второй – видео и инсталляции. «Мифология разума» – это книга мифов Мусы Гайворонского. Каждая картина – ее главы или, как сам художник назвал свои работы, эпизоды.
Существуют мифы больших народов, затем идут мифы малых этносов, городские легенды и так до внутрисемейных баек, считает художник. И теоретически миф может спуститься до частного лица, до одного человека. Гайворонский попытался представить, что он и есть этот человек. Представить, что бы он нарисовал, будучи древним человеком, первобытным художником. То есть придумал собственную мифологию. Так родились картины, где легко угадываются фигуры людей, тотемных животных, символы солнца, кресты, лабиринты. Здесь можно найти и очень явные символы, и более сложные, а есть такие, которые даже для самого автора загадка. Картины напоминают наскальные рисунки, петрографы, только выполненные профессиональным художником, имеющим под рукой всю палитру красок.
— Начал я с клубка мифов, запутанного и темного, где одни лабиринты разума, по которым можно блуждать бесконечно. Постепенно клубок распутывался, и начали появляться конкретные образы. Это как в любой медитативной практике: вначале ты не ощущаешь эффекта, что-то не получается, и только со временем начинаешь что-то понимать, видеть.
Довершая эффект, производимый картинами, художник сопроводил открытие выставки шаманской музыкой, а на столе в центре выставочного зала рассыпал овес – еще один символ, связывающий природу и человека. И люди сами начинали рисовать на нем. Получилась куча иероглифов, петроглифов.
Дополняет выставку двухминутное видео «Эпизод №0», которое кажется на первый взгляд однообразным и лишенным смысла – руки пересыпающие песок.
— Есть много мифов о том, как появилась суша. В большинстве из них животное ныряет в воду и выносит землю: синица на своих крыльях, жаба во рту, черепаха на спине. Поэтому это эпизод №0, то есть начало всего. На видео запечатлен этот процесс, только из песка, — поясняет художник.
Частью выставки является и набор артефактов, найденных им во время походов за город. Попадается всякое: расписанные художником камушки-обереги, наконечники, спица для волос, маска, ложка и даже окаменелый грифельный карандаш.
— Может быть, в будущем археологи будут находить шариковые ручки в окаменелостях и сопоставлять с этими находками то, что знают о нашем периоде истории. Например, как африканские племена, далекие от цивилизации, начинают использовать в своем быту то, что осталось от белого человека, как украшение, предмет быта. То же самое здесь: найденные мной в походах предметы стали украшением, — говорит Гайворонский.
Известно, что миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл жизни. Художник свои мифы нарисовал. И приглашает зрителя к сотворчеству.