Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 02 марта, Вт

Махачкала

Weather Icon

Страна гор и гора языков

100-летие ДАССР
A- A+

«Зачем горцы украшали сакли солярными знаками? Время пошло!». «Сейчас-сейчас, я вспомню!» – отвечал школьник, а времени на ответ оставалось все меньше.

А в соседнем зале другой ведущий задавал вопросы о ремеслах Дагестана.

— Какому селу принадлежит гончарное ремесло, изображенное на этой картинке?

— Балхар!

— В каких еще селах республики изготавливали керамические изделия? – это был второй из десяти вопросов.

Про Сулевкент участники еще вспомнили, а про испикскую керамику – нет, не слышали, ну или забыли.

За знание истории, культуры, традиций, обычаев народов Дагестана боролись команды из разных школ города. Найти заколдованные шифры, ответить на «культурные» вопросы о родном крае, разгадать исторические загадки и лучше всех прочесть стихи должны были участники этнофестиваля «Дагестан – очаг мой родной», посвященного 100-летию ДАССР.

«Дагестанский квест» прошел в Национальном музее РД им. А.Тахо-Годи. В числе организаторов – сами дети, музей и управление образования города.

И здесь игроки вспоминали истории, когда-то рассказанные им бабушками и дедушками.

«Давным-давно в Дагестан прискакал всадник, который вез народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая горы, усталый конь споткнулся, и мешок случайно зацепился за острую скалу. Вниз по каменным уступам посыпались языки. С тех пор Дагестан стал многоязычным». И называют его не только Страной гор, но и горой языков.

Оберегающая вышивка

А детям рассказывали о разновидностях вышивок в нашем регионе. Самые распространенные виды – гладь и крестиком. Ученые считают, что вышивка появилась очень давно, еще в каменном веке, когда не было ни тканей, ни ниток, ни металлических иголок. И вышивали наши далекие предки по коже костяными иглами. Трудно найти народ, который бы не украшал свою одежду и предметы быта вышивкой. Есть характерные виды вышивок – славянская или чувашская. Специ­фическим видом дагестанской национальной вышивки является кайтагская, названная по местности, где ее первоначально обнаружили. На шелковом или хлопчатобумажном полотне вышиваются узоры шелковыми нитями. Используется особенная, нигде не встречающаяся техника, шелк и настил вприкреп. Цветные нити накладываются сверху на рисунок орнамента и прикрепляются к основе рядами горизонтальных нитей, закрепленных мелкими стежками. Многие уже знают, что кайтагская вышивка использовалась в качестве оберегов. Ими традиционно накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок. Укладывалась вышивка на продольную перекладину люльки орнаментом вниз, так как обращена она была именно к младенцу и защищала его от злых духов и сглаза. Во время свадебных церемоний в вышивку заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Вышивали обереги и на подушках. Орнаменты и композиции очень разнообразны и в точности не повторяют друг друга. Мастерицы могли и фантазировать, часто обращались к образам и мотивам турецких, иранских и даже китайских тканей, вышивок, ковров, к орнаменту каменных резных стел или нанесенному на деревянные изделия.

Не стена, а история

У каждого народа свои уникальные традиции, обычаи, обряды, костюмы, украшения, танцы, но есть и много схожего, например, в предметах быта. Порой встречаются такие предметы быта, что не предметы вовсе, а настоящая головоломка, как в случае с цагуром. Участникам квеста предстояло узнать: для чего деревянная стена разделяла кунацкую и как она называется. Угадали не все. Это с виду цагур – деревянная стена-перегородка, разделяющая кунацкую от хозяйственной части. А послушаешь этнографов, и стена уже не стена, а часть истории, домовая книга семьи, тухума, села. А в нарядных резных узорах дети разглядели минарет, солнце и прочие космические тела. Каждый воспримет и увидит их по-своему, потому что это искусство, а оно гибко. Резьба по дереву, как мы знаем, – древнейший вид искусства, который является очень важным носителем истории, культуры многих народов, отражает богатые национальные традиции. Первые исследования по художественной обработке дерева у дагестанцев появились в конце XIX – начале ХХ веков. Эти удивительные произведения дагестанских резчиков по дереву, сохранившиеся в мечетях и музеях – воплощение лучших традиций народного художественного ремесла. Орнамент и форма одних памятников имеют явную связь с древними языческими традициями, другие – христианского и мусульманского периодов Средневековья. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три орнамента. У аварцев – геометрический, у кубачинцев распространен растительный орнамент «мархарай», у табасаранцев и агульцев – ленточный-плетёночный узор, пришедший к нам в средние века из Армении и Грузии. Цагур, помимо прочего, служил еще и домовой книгой. В центре его есть отметки с указанием даты рождения и смерти.

Дом для горца

А когда речь на квесте зашла о бурках, школьник Гасан первым ответил, что бурка противостояла шашечным и кинжальным ударам, ее не пробивала выпущенная из гладкоствольного оружия пуля, не говоря уже о стрелах. Он все про это знал, потому что его бабушка из Ботлиха, она делает эти самые бурки, которые спасают в непогоду, и не зря их называли домом для горца. И первая бурочная артель появилась в Ботлихском районе в селении Рахата в 1925 году. Говорят, что ее перевели туда из Анди. А в годы Великой Отечественной войны именно отсюда отправили на фронт более 120 тысяч бурок. Этот вид одежды, который до 50-х годов был популярен среди дагестанских мужчин, сегодня стал почти декоративным.

Обычно специалисты жалуются: школьники плохо ориентируются в вопросах культуры, обычаев и традиций своего народа, отрываются от корней, им куда ближе чужие ценности, нежели свои, родные… Но квест на знание родного края показал – детям Дагестан интересен, особенно если закрепление уроков проходит в игровом формате в музее.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «100-летие ДАССР»