14:55 | 17 июня, Пн

Махачкала

Weather Icon

Свежее дыхание дагестанской прозы

A- A+

Народный поэт Дагестана Сибирбек Касумов (на снимке) – общепризнанный мастер художественного слова. Повести и рассказы его описывают события, происходящие в родном Дагестане, однако совершенно лишены напускного этнографизма. Автор не ставит перед собой задачи удивлять или восхищать читателя достопримечательностями своего края. Он просто любит его, как любят раз и навсегда свою мать, семью, Родину.

Писателя интересуют прежде всего люди, и он блестяще раскрывает душу народа, его характерологические особенности. Проза Сибирбека Касумова демонстрирует не просто умение автора наблюдать и констатировать, а его способности проникать в основу человеческой психики со всеми нюансами ее индивидуальных особенностей и личностных характеристик.

Самые разные, не похожие друг на друга образы раскрывают повести и рассказы автора. Философ и мудрец Гамзалав (из повести «И так не будет»), работяга Аду (повесть «Мадихат»), обиженный судьбой юродивый Сулейман («Ашура»), простодушный добряк Бичилав и завистник Качалав («Пляски чертей»). Ярко и содержательно вырисовываются типажи героинь, демонстрирующие тонкое знание автором женской психологии и особенностей качеств личности.

Простая, не выделяющаяся внешне, неприметная Мадихат (из одноименного произведения), оставшаяся одна и продолжающая «жить будто бы по инерции, выстраивая в длинную цепочку дни и ночи своего безрадостного существования». Здесь же — удивительно добросердечная и великодушная Кита — тот типаж горской женщины, мудрость которой позволяет сохранить семью, приняв без единого попрека измену мужа. Красивая, статная, самодостаточная по натуре, гордая Ашура — пятнадцать лет назад она «лишилась мужа и все эти годы проживала одна, храня репутацию и честь настоящей горянки» (повесть «Ашура»).

В каждом произведении фрагмент чьей-то судьбы, раскрывающий сложности человеческой природы героя, его жизнь, особенности его натуры, личностный типаж, философию отношений с миром, его взаимодействие с окружающими, ведь богатство эмоционального составляющего человека, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и отношений с другими людьми. Проза С. Касумова демонстрирует динамичность личности, ее изменение, формирование мировоззрения и жизневосприятия героя, который всегда находится в рефлексивном поиске духовности: переживает, любит, страдает, ценит, теряет и создает.

По словам С. Касумова, «извлечь урок из всего случившегося по силам каждому из нас»: не стоит ставить себя выше других людей, т.к. неминуемо жизнь преподносит уроки и указывает такому человеку его место.

Подобные уроки жизни раскрыты автором, например, в философской повести «И так не будет». Здесь мы встречаемся с фольклорными приемами автора. Так, описание странствий героя в поисках счастья — излюбленный прием народных сказок — сквозная тема этого произведения. В повести, полной приключений, встреч, неожиданностей, переживаний, даже форма сюжета восходит к традициям народных сказок. Но наполняется произведение реалистическим содержанием и жизненным материалом.

Реальной основой романтики повести служит конкретная действительность Дагестана. Если в сказках ищут какое-то абстрактное счастье, то в «И так не будет» герой находится в поисках не просто какого-то социального статуса или материальных благ, а прежде всего ответов на основные жизненные вопросы, демонстрируя стремление к духовному развитию и совершенству.

Автор рассказывает о судьбе мальчика-сироты, вынужденного с детства батрачить за кусок хлеба и чужие обноски. Волею случая Гамзалав становится напарником лудильщика Залимхана и вместе с ним отправляется в путь-дорогу, обучаясь нехитрому мастерству.

Автор показывает, как постепенно, подобно цветку, попавшему в благодатную почву, раскрывается зажатая до этого невзгодами личной жизни и сиротским одиночеством душа Гамзалава. «Получается, что я смотрел на весь мир через ушко небольшой иголки, – думает парень, – да и мир, и сама жизнь тоже смотрели на меня через такую же щель. А сколько, оказывается, есть в жизни хорошего – светлого и теплого».

Высокое звание «Народный поэт Дагестана» — справедливая оценка труда этого творца, так как произведения автора любимы дагестанцами, понятны им

Его наставник Залимхан оказался жадным и жестоким человеком. Как бы ни старался Гамзалав, как бы терпелив и неприхотлив он ни был, Залимхан проявляет к нему только грубость, позволяя распускать кулаки, покрывая нецензурной бранью, выходя из себя настолько, что порою калечит бедного парня. Разве сложно обидеть беднягу, у которого за спиной нет никого, кто мог бы встать на защиту, того, кто с детства привык полагаться только на себя и не ждать ни от кого помощи?! Конечно же, парнишка и не думал, что возможно найти утешение и защиту в далекой от родного аула стране, если и дома ни на кого не надеялся.

Однако, к его счастью, мир не без добрых людей, и по воле автора Гамзалав встречает одного из них. Хозяин дома, где наш герой снимает комнату, Маммад-Кули и его сын Курбан оказались его ангелами-хранителями. Благодаря этим добрым людям Гамзалав, окруженный заботой и вниманием, приобретает навыки торговли, узнает новые языки, но самое главное — обучается общению с людьми. «Если попытаться хотя бы на одну минутку поставить рядом двух людей, с которыми я так близко столкнулся, – Курбана и Залимхана, то без особого труда можно понять, на какую высоту может подняться душа человека и в какую мглу она может опуститься, — размышляет Гамзалав. — Курбан, брат мой, спасибо тебе! Ты первый на всей земле, кто посмотрел на меня как на человека и дал мне понять, что я тоже являюсь человеком – частицей сего мира и что я тоже имею право быть и умным, и добрым, и щедрым».

Направляя заботливой рукой отца, автор ведет своего героя по тропам хитросплетений его судьбы. Читатель видит его взросление, вместе с Гамзалавом он узнает новых людей, овладевает новыми видами деятельности, проживает сложные и радостные моменты, стремится постичь неведомые ранее нравы, законы и традиции других народов и культур. Очень тонко автор обучает героя различать добро и зло, понимать скрытый смысл поступков и действий. Так в сюжет повести гармонично вплетаются притчи. С. Касумов рассказывает поучительные истории, которые содержат советы или наставительные сообщения о способах решения какой-то ­специфической проблемы.

Интересной нитью повествования являются периодически повторяющиеся встречи Гамзалава с земляками. Образы этих людей подобраны С. Касумовым таким образом, что они представляют собою совершенно противоположные типажи с определенными личностными качествами и чертами характера. Каждый раз, встречаясь с Гамзалавом, они видят перемены, происходящие в его жизни. Это уже новый Гамзалав, достигший определенного статуса в личностном и социальном плане: Гамзалав — работник рынка, Гамзалав — продавец со своим собственным торговым местом, он же — владелец небольшого магазина, потом — роскошного двухэтажного супермаркета, далее – меценат для бедняков–односельчан, градоначальник и, наконец, падишах. И каждый раз при этих встречах люди понимают, что Гамзалав — герой и предмет гордости для жителей своего села, взлетев так высоко, он не забывает о них, поддерживает и помогает.

Как-то, не удержавшись, его гости решаются задать вопрос: почему, став падишахом, он продолжает помогать им? На что Гамзалав отвечает, что есть у него очень важный свидетель, и просит посмотреть в один из золотых сундуков в дворцовом зале.
«…В сундуке лежали старые, латаные-перелатаные, нестираные брюки Гамзалава, которые он носил, будучи сперва батраком в селении, а потом – в подмастерьях у Залимхана. Теперь уже невозможно было понять, из какого материала они когда-то были сшиты.

– Вот это и есть мой самый большой и незабвенный подсказчик, учитель и мудрец, – сказал Гамзалав».

Метафорический посыл повести продолжает настойчиво повторять основную фразу и после смерти главного героя. Уже после смерти падишаха один из соседей, сидя у его могилы, сказал: «Да-а, Гамзалав, ты оказался мудрецом из мудрецов. Только теперь я понял, что означали твои слова – «И так не будет!» Ты, как всегда, был прав, ибо нет в мире сил, способных хотя бы на одно мгновение остановить и время, и движение, и сам этот мир…».

Проза С. Касумова реалистична и одухотворена одновременно. Наверное, в этом и заключена сила его повестей, в этом национально-стилевом решении материала, которое и философично, и художественно. При сохранении национального характера в орбиту повествования вводится широкий эпический материал — с сочетанием реалистических и романтических элементов. Это повествование о Дагестане, о его людях, горах, аулах, долинах, природе… Обильно вплетаются в повествование и маленькие рассказы, притчи, пословицы и поговорки. И, конечно, народный юмор — шутки, улыбки.

Произведения С. Касумова проникнуты лиризмом и героическим содержанием. Любовь к Родине, размышления о людях Страны гор, поиск духовности — вот темы его книг. Повести С. Касумова рассказывают о простом человеческом счастье.

Конечно, говоря исключительно о прозе, приходится целенаправленно избегать основного детища автора — его замечательных стихотворений, каждое из которых значимо. Высокое звание «Народный поэт Дагестана» — справедливая оценка труда этого творца, так как произведения автора любимы дагестанцами, понятны им, дают ощущение причастности к своему народу и родному краю.

Любовь к своей земле и своему народу, преданность ему — главное качество повестей Сибирбека Магомедовича Касумова, и это делает его книги близкими и понятными читателю. Переведенные на русский язык, они доступны широкому кругу и позволяют узнать и полюбить родину автора — Дагестан, где современность соседствует с многовековой давности традициями, суровые обычаи — с демократичностью и открытостью его людей, где живет душевно щедрый и талантливый народ.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»