23:00 | 23 мая, Чт

Махачкала

Weather Icon

Тайна старинного знака

A- A+

Традиция ставить родовые знаки существовала почти у всех древних народов, но мало кто сохранил их образцы до сегодняшнего дня. Бежтинцам это удалось, благодаря чему можно иметь представление об этой древнейшей социокультурной системе. Их собрал и изучил доктор филологических наук Маджид Халилов.

Ученый рассказывает, что многие народы России вплоть до начала ХХ века пользовались родовыми знаками. Родовые знаки, которые в большинстве случаев отражали основные занятия населения: у охотников – изображения животных и птиц, у крестьян – орудия труда, предметы крестьянского быта, у пчеловодов – ульи и т.д. В отличие от многих народов Дагестана, у бежтинцев сохранились и широко распространены метки принадлежности, то есть собственности. Они дифференцируются на два вида: родовые (бытовые) знаки на домашней утвари, хозяйственных инструментах и строительных материалах и вторые – метки на ушах крупного, особенно мелкого рогатого скота. Представлена и тамга – особый знак (клеймо), которым отмечалось право собственности на лошади.

– Все бежтинские тухумы и их ветви имели свою родовую метку. Общая метка тухума после некоторых незначительных изменений становилась меткой ветви или семьи. Родовые знаки были наследственными, переходили из поколения в поколение по мужской линии. К родовой метке отца сын добавлял новые дополнительные элементы – линии, точки, значки. Возможно, некогда родовые знаки свидетельствовали о происхождении, принадлежности определенному тухуму или роду, – рассказывает ученый.

Однако, по словам доктора филологических наук, о том, как возникли родовые метки, с кем и с чем они связаны, весьма трудно определить.

– Знаки выполнялись топором или ножом, поэтому тот или иной рисунок условен. Здесь встречаются насечки, кресты, грани, прямые, косые, параллельные линии, круги, точки, двоеточия… Насечки по технике выполнения также отличались, так как одни были сделаны опытной рукой, другие – неглубокие, нанесены ножом и отличаются друг от друга исполнением, – говорит Маджид Халилов.

Ученому удалось выяснить, что его народ метками пользовался до середины ХХ столетия. Их ставили на деревянную посуду (ложки, вилки, шумовки, тарелки, подносы, черпаки, сбивалки), хозяйственные инструменты (лопаты, кирки, мотыги) и строительные материалы (доски, бревна, камни). И даже в настоящее время некоторые бежтинцы все еще пользуются своими родовыми знаками. Так, например, бытовые метки ставят при рубке бревен в качестве строительного материала или при сборе камня для строительства дома.

– Однако, – отмечает ученый, – бытовые метки постепенно уходят из жизни и забываются. Домашнюю утварь бежтинцы уже не метят. По всей видимости, это связано с появлением металлической и керамической посуды, на которую трудно нанести знаки.

– Чем объясняется наличие и сохранение у бежтинцев древних родовых знаков или меток, когда как у многих народов Северного Кавказа, в том числе близкородственных цезских (дидойских) народностей, они практически не сохранились? Известно, родовые знаки существовали практически у всех кавказских народов, однако на территории Дагестана они сохранились только у бежтинцев. Это объясняется, на наш взгляд, активными контактами бежтинцев с древнейших времен с грузинами, у которых они бытовали. Нельзя исключать и тот факт, что бежтинцы, возможно, усвоили родовые знаки у кахетинских грузин. И еще такой немаловажный момент: бежтинские родовые и ушные метки на животных сильно отличаются от традиционного «танга», который по происхождению является тюркско-монгольским и имеет значения «тавро», «клеймо», «печать». Тангообразные знаки, заимствованные у тюркоязычных народов, встречаются у кабардинцев, чеченцев, ингушей, абазинов, балкарцев, карачаевцев, адыгов, черкесов, абхазов, осетин и дагестанских народов. Раньше семейно-родовые танги нередко в качестве родовых знаков-меток широко применялись для таврения лошадей, птиц и животных, бытовых предметов, орудий труда, оружия. В Дагестане большей частью таврировали лошадей, и эта традиция по сей день сохранилось у бежтинцев.

Маджид Халилов уверяет, что собранной им информации недостаточно для детального анализа.

– Письменные сведения о родовых знаках практически отсутствует. Для этого необходимы сбор и фиксация подобного материала родственных и неродственных территориальных близких народов. Полноценное исследование родовых знаков возможно при наличии достаточно обширной базы данных, – говорит он.

Бежтинцы до сих пор метят уши крупного и мелкого рогатого скота. Ушные метки – это разные надрезы на ушах. Традиция мечения у бежтинцев, как и у других дагестанских народов, довольно древняя. Сохранившиеся на сегодняшний день тухумные, родовые, семейные ушные метки животных бежтинцев, хашархотинцев и тлядальцев практически не похожи. Это говорит о том, что ушные метки появились тогда, когда эти субэтносы имели одну этническую группу – бежтинцы (капучинцы). Так, в принципе, появились и родовые знаки, которые практически не сохранились у других народов Дагестана.

– Старожилы вспоминают, что раньше для мечения существовали специальные инструменты, которых ныне практически нет. С 40-х годов ХХ столетия колхозный крупный и мелкий рогатый скот начали бирковать (маркировать) специальными ушными металлическими бирками. Бежтинцы ушные метки животных активно использовали вплоть до конца ХХ столетия. В настоящее время, видимо, в связи с тем, что все меньше людей держат скот, уходит традиция мечения скота, – рассказывает ученый. – Раньше частный сектор имел объединенные большие отары овец или же в составе колхозно-совхозных отар чабанам разрешали содержать свой мелкий рогатый скот. Поэтому хозяева скота вынуждены были активно использовать опознавательные метки. Сегодня больших отар овец мало и традицию сохранили лишь некоторые чабаны.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Выставки

    Путь длиною в жизнь 

    Первая персональная выставка-ретроспектива известного дагестанского мастера кисти, заслуженного художника...

    12

    14 часов назад

  • Театры

    Мир добра и справедливости 

    Артисты Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая в рамках реализации проекта Минкультуры...

    4

    14 часов назад

  • Театры

    Классика на все времена 

    Гениальная комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» на протяжении нескольких столетий бессчетное...

    15

    2 дня назад

  • Театры

    Пусть звучит зурна 

    Дахадаевский район богат вековыми традициями народной культуры, фольклора и художественных промыслов,...

    28

    2 дня назад

  • Театры

    Волшебный мир театров 

    Международный театральный фестиваль «Волшебный мир театров кукол стран БРИКС» пройдет в Махачкале с 26 мая...

    14

    2 дня назад

  • Встреча с поэтом 

    В Театре поэзии 20 мая состоялась встреча с поэтом, прозаиком, лауреатом государственной премии Ярославской...

    10

    2 дня назад