Так хотелось драйва…
В рамках V Международного музыкального фестиваля «Порт-Петровские Ассамблеи», в этом году проходившего в Дагестане под эгидой культурной олимпиады «Сочи-2014», состоялся концерт джазовой музыки.
Это тоже новшество в проведении фестиваля, расширившего свои жанровые границы. Если предыдущие музыкальные форумы включали в концерты академические инструментальные, вокальные произведения, то нынешний фестиваль показал разнообразие исполнительства — широкий спектр вокальных сочинений, фортепианной музыки, впервые организаторы включили в программу сочинения современных композиторов, в том числе дагестанских, иранских, японских, композиторов США, Узбекистана. Впервые совместно с Союзом композиторов Дагестана и организатором «Порт-Петровских Ассамблей» Даггосфилармонией состоялся круглый стол по проблемам современной музыки. И опять же впервые были удовлетворены духовные запросы любителей джаза. На фестиваль были приглашены из Дортмунда (Германия) джазовая певица Диан Пративи (на снимке) и известный в нашей стране джазмен, педагог, взрастивший талантливых джазистов, Арам Рустамянц (Ростов-на-Дону). Он же художественный руководитель популярного в России джазового фестиваля.
Диан Пративи родом из Индонезии, обладает природным даром певицы, умноженным замечательными педагогами. Закончила консерваторию в Колумбии. Пробовала себя в разных вокальных жанрах, пока не поняла, что джаз — ее судьба. Сейчас живет в Германии, преподает джаз и концертирует с личными эстрадными коллективами.
Свой концерт в Махачкале она начала дагестанским приветствием: «Салам алейкум» и добавила по-английски: «Спасибо, что пришли». Русским языком Диан не владеет, но отлично выучила не только приветствие, но и название нашего города — Махачкала. Д.Пративи тут же призналась, что очень нервничает, потому что она впервые в Махачкале и впервые будет петь в сопровождении большого оркестра хороших музыкантов, что для нее очень важно, эстрадно-симфонического оркестра Республики Дагестан под управлением народного артиста РД Магомеда Абакарова с участием знакомого ей джазового инструменталиста Арама Рустамянца.
«В этот вечер — все для вас», — обращаясь в зал, сказала Диан. Первая же ею исполненная песня была встречена зрительским восторгом. И далее она «купалась» в таких близких ей звуках, с удовольствием плескалась в музыкальном материале. По всему чувствовалось: джаз — ее стихия. Она осязает его первооснову, его природу. Маленькая, хрупкая, с девичьей фигуркой, двигалась замечательно по всей авансцене и мощным джазовым голосом представляла маленькие спектакли о больших чувствах. Диан через переводчика, чей голос тонул в первых же рядах слушателей, «зажигала» зал, то прося ей подпевать, то подтанцовывать вдоль сцены. Певица часто обращалась к дирижеру оркестра со всякими шутками — прибаутками, но тот, не привыкший к таким открытым контактам, был сдержан, а постоянный выкрик с акцентом имени превосходно солирующего саксофониста Гаруна Юсупова безответно заглушался чистым звуком его инструмента. Все было как бы как надо: и коммуникабельная певица, и хороший оркестр, и джазовые произведения Гершвина, Бейси, Роджерса, в большинстве своём любимые слушателями, а той атмосферы единения исполнителя и зала, которое обычно бывает на филармонических концертах в Махачкале, не случилось. Задача, да и только.
Возможно, я консерватор и не смогла оценить раскованную коммуникабельность нашей гостьи, но, мне показалось, было много ничего не значащих разговоров, а хотелось больше пения. А еще мне показалось, что Диан не показала всех своих голосовых возможностей, так щедро суливших драйв в самом начале концерта. Джазового драйва не получилось. Что-то не сошлось.