Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 01 марта, Пн

Махачкала

Weather Icon

Театр любил до самозабвения

A- A+

Сорок лет жизни отдал Валерий Абдулович Эфендиев театральному искусству и поставил в театрах Дагестана более 70 спектаклей разных жанров, поднимающих самые разнообразные и важные проблемы.

Двадцатилетним юношей пришел в Лакский театр Валерий Эфендиев после окончания Московского театрального училища имени Б.Щукина. Проработав несколько лет артистом, он вновь отправился в Москву за знаниями, поступив теперь уже в ГИТИС на режиссерский факультет. Вернувшись через пять лет дипломированным профессионалом, он работал сначала режиссером, затем главным режиссером, а с 1991 года — художественным руководителем родного театра.

Многие из его постановок стали этапными, вошли в золотой фонд творческой истории Дагестанского театра. К ним относятся классические: «Женитьба» и «Ревизор» Н. Гоголя, «Свадьба Кречинского» В. Сухова-Кобылина, «Скупой рыцарь» А. Пушкина, пьесы современных авторов, как «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «Забыть Герострата» Г. Горина, «Чинарский манифест» А. Чхеидзе, «Материнская слава» Р. Хубецовой.

Дагестанская драматургия была представлена В. Эфендиевым широко — от пьес национальных классиков до современных драматургов: «Лудильщики» Г. Саидова, «Обманутая любовь» К. Закуева, «Тетушка Удрида», «Золотая бабочка» К. Мазаева, «Парту Патима» М. Алиева, «Особняк» В. Эфендиева, «Итальянская баллада» Н. Алиева, «Гончарный круг» А. Абу-Бакара, «Абуталиб рассказывает» Р. Гамзатова, «Черный день» С.Касумова и другие.   

Валерий Абдулович оставил и солидное драматургическое наследие. Почти во всех дагестанских театрах были поставлены его пьесы, а две из них: «Особняк» и «Очаг Шахсалан» опубликованы в центральных журналах «Театр» (1982) и «Современная драматургия» (1992).   

С успехом шли на сцене Лакского театра в разные годы  его пьесы «Шутка», «Очаг Шахсалан», «Особняк», «Баран на балконе», «Человек, который не родился», «Авдал». Высоко оценены его постановки «Чинарский манифест» и «Парту Патима», удостоившиеся Государственной премии Республики Дагестан (первая — в 1991 г., вторая — в 1999 году).

Спектакль «Четыре близнеца» П.Панчева в постановке В. Эфендиева был отмечен дипломом Министерства культуры СССР за высокий художественный уровень. А одна из последних работ режиссера по пьесе «Черный день» С.Касумова на фестивале-смотре северокавказских театров в декабре 2002 года получила диплом «За лучшую режиссуру» (посмертно).

Режиссерскую деятельность Валерий Абдулович сочетал с педагогической работой на актерском отделении ДГУ. Два выпуска осуществил Валерий Абдулович, основной костяк Табасаранского театра составляют его выпускники.

Много сил приложил режиссер для обновления коллектива, привлечения в Лакский театр одаренной молодежи.

Не забывал Валерий Абдулович и о детском зрителе, лишенном своего театра. В репертуар театра постоянно включались детские пьесы лакских драматургов, произведения, переведенные с других языков.

Напряженную каждодневную работу в театре Эфендиев сочетал с активной общественной деятельностью члена Правления Союза театральных деятелей и члена коллегии Министерства культуры республики.

Достойно был оценен творческий вклад Валерия Абдуловича Эфендиева в развитие дагестанского театрального искусства. Он был удостоен высоких званий народного артиста Дагестана и заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Интеллигентный, эрудированный, влюбленный в театр и больной театром художник сутками пропадал на репетициях, на актерском отделении университета. Валерий Абдулович находил время, чтобы помочь найти дорогу жизни и свое место в ней трем своим любимым дочерям, рано оставшимся без матери. Не оставлял без внимания он сестер и братьев, племянников и старших родственников, своих многочисленных друзей, коллег, успевал участвовать в шумных спорах и дискуссиях об искусстве, театре, людях искусства, устраивал бенефисы и творческие вечера артистов театра.

В последние годы он глубоко переживал резкий спад интереса к театру, огорчался по поводу пустых залов конца 90-х — начала 2000 годов, искал пути возвращения зрителя в театр… Но оборвалась нить жизни… Ушел Валерий Абдулович в расцвете творческих сил, не дописав многие задуманные пьесы, не поставив многие спектакли-мечты, оставив свои задумки и замыслы оставшимся у его любимого дела.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»