Купить PDF-версию
23:31 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:14 23.10.2020

«ТIитIику» для нее, «белъай» для него

Сколько народов в Дагестане, столько национальных костюмов, и даже больше. Женские и мужские костюмы богато украшали изделиями из серебра. В детали посвятила этнограф Майсарат Мусаева.

— Неотъемлемой частью мужского и особенно женского костюма были разнообразные украшения: поясные, нагрудные, шейные, наручные, ушные, налобные.

Расскажу о мужском костюме. Некоторые виды мужской одежды – бешмет, черкеска, «кавказская рубаха» – предполагали наличие кожаного пояса, который часто украшали серебром. На поясе носили кинжалы, ножи. Например, дидойцы слева на поясе носили зачехленный нож местного изготовления «такъ». Особенность этого ножа – одностороннее лезвие, редко встречающееся в Дагестане для подобного оружия. Нож носился в паре с большим «мачIа» или малым «белъай» кинжалом, который имел, как правило, ножны без особых украшений. Неотъемлемая часть черкески у гунзибцев — узкий кожаный пояс с нашитыми на него серебряными украшениями: пластинками, подвесками и кинжалом «батай». При этом ножны могли быть деревянными, кожаными, а у состоятельных мужчин с серебряной отделкой, — возвращает в прошлое ученый.

Кинжал, как часть костюма, сохранялся вплоть до начала 30-х годов ХХ века. Горцы из Ботлиха украшали черкеску шашкой или пистолетом. У годоберинцев всегда висел серебряный кинжал. Нагрудные карманы черкески украшали газыри, в них хранили порох.

Но, помимо этого, украшением служили нарядный кисет для табака у дидойцев, серебряная коробочка «гъутугъ» с нутряным жиром для смазывания рук после работы у хваршин. Интересно, что подобные коробочки с салом для смазывания оружия подвешивали к поясу в Карачае, Балкарии, Кабарде. Возможно, содержимое «гъутугъа» у хваршин использовалось в тех же целях, но постепенно утратило свое первоначальное назначение. И состоятельные люди на большом пальце правой руки носили серебряную печатку «талахъаса». В целом же не было лучшего украшения для мужчины, чем иметь на поясе холодное оружие.

В отличие от мужского костюма женский, разумеется, изобиловал украшениями: серьги, кольца, бусы, браслеты, нагрудные украшения из монет – это был обычный набор. Бежтинка опоясывала платье серебряным поясом и надевала фартук туштукI, обвешанный монетами, фигурками, подвесками.

Особое значение серебряным украшениям в костюме придавалось дидойцами.

«Эти сверкающие кусочки серебра, – писал Е. Марков, – делались единственною наследственною драгоценностью семьи, украшая по очереди десятки женских поколений, чередующихся друг за другом, и должны были поэтому оберегаться пуще глаза, как святыня дома».

Возможно, этим объясняется их большое разнообразие. Интерес вызывает шейное украшение – это небольшой ситцевый треугольник с карманчиком из красного лоскута с пришитыми к нему мелкими монетами. Было у дидойцев и несколько разновидностей нагрудных украшений, например, «тIитIику» – набор монет, блях, фигурок, нашитых на кусок плотной материи или кожи, «пары» состояли из медальонов, блях, брошей, «гому» из камней и монет. У хваршин традиционным украшением был нагрудник «титино», собранный из нашитых на матерчатую черную основу монет различного достоинства. Весьма распространенным было нашейное украшение «бикъвас закъоса», представлявший собой футляр из серебра, предназначенный для хранения игл, ниток и других женских мелочей.

Комплект украшений ботлихской женщины был гораздо проще: пояс, кольца, браслеты, серьги, цепочки. Как писали историки Б.М. Алимова и Д.М. Магомедов, у ботлихцев не имели распространения нашивные украшения, столь популярные у других народов, несмотря на то, что в селении Ансалта были мастера, работавшие с металлом, в том числе с серебром. Зажиточные женщины из соседнего Годобери носили жилет «кереса» из черной плотной блестящей ткани, полы которого сплошь украшались монетами.

– Особенно украшали одежду тиндинки, начиная с височных колец, и заканчивая нагрудником, сплошь покрытым серебряными бляхами, монетами и цепочками. Тинди был в юго-западном Дагестане одним из центров производства серебряных украшений, – рассказывает этнограф. – Помимо повсеместно распространенных серег, колец, многие из вышеназванных украшений, в частности фартуки и нагрудники с нашитыми на них монетами, пластинками и другими мелкими серебряными деталями, имели аналоги и у других народов Дагестана.

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

4
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

3
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

7
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

55
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

28
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

117
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

5
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

45
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...