Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 16 января, Сб

Махачкала

Weather Icon

Торжество музыки

A- A+

Он был сыном полка. Мальчишкой Магомед, как и любой солдат в Новочеркасской воинской части, жил в казарме. В 6 утра - подъем, днем - политзанятия, репетиции в военном оркестре, вечером - школа. А приехал он сюда из Буйнакска, где жили его родители, перебравшись с тремя детьми из Ботлихского района. Правда, к тому времени, когда Магомед только-только делал свои первые шаги по буйнакской земле, отца у них уже не было. Он погиб в жерле Отечественной войны, в самом начале - в жестоком 1941 году.

В Буйнакске было тогда три воинских части, три военных оркестра. И надо было видеть, как музыканты в форме браво шагали по улицам послевоенного города, выдувая из блестящих «золотых» труб разного размера мощные звуки. В это время горожане высыпали из своих домов, восхищенными взглядами провожая музыкантов, пока те не скрывались за поворотом. А для мальчишек это было событие. Ватага босоногой ребятни была непременным спутником оркестра. Самые смелые забегали вперед и видели, как военные дяденьки надували щеки, глядя на закрепленные на инструментах «волшебные» листочки, на которых непонятные черные знаки — ноты. Шествие по улицам с оркестром было праздником и одновременно событием для мальчишек, не видевших никаких развлечений в то суровое послевоенное время.

«Дудел» на трубе тогда в музкружке и маленький Магомед, да так, что его приглашали играть в оркестр. А когда одна из воинских частей была передислоцирована из Буйнакска в Новочеркасск, Магомеду написали, приезжай, мол, к нам, будешь по-прежнему играть в оркестре. Так он стал сыном полка в далеком по его детским представлениям городе.
Нездоровье мамы — Хадижат, да и необъяснимое для многих понятие — ностальгия по родному краю — заставили расстаться с армейскими друзьями и вернуться в Буйнакск, где он закончил школу. Куда податься после, решил без особых проблем. Хотя Магомед очень любил рисовать, но преподаватель Г.Тотенко настояла, чтобы он занимался музыкой, отмечая особый талант будущего музыканта.

Магомед закончил Махачкалинское музыкальное училище, затем — институт им. Гнесиных, где учился у профессора Б.Григорьева по классу тромбона. Еще в музыкальном училище отметили его природные способности именно тромбониста, и Магомед обучался игре на этом инструменте. С учителем в институте Магомеду повезло. Б.Григорьев — величина в мире тромбонистов, он автор многих специальных пособий, работал в оркестре Большого театра СССР. Молодой дагестанец многому научился у своего большого учителя. Магомеда к тому времени, уже умудренного опытом музыканта, занимающегося практикой, что называется с «младых ногтей» (учась в музучилище, он одновременно работал в симфоническом оркестре Гостелерадио под управлением М.Кажлаева), пригласили в Московский театр эстрады артистом оркестра. Вот это была школа!

В 60-е годы этот оркестр был в числе самых сильных оркестров страны с большой репертуарной программой и хорошим руководителем О.Шиманским, который и пригласил студента-дагестанца в коллектив. Многочисленные гастроли по городам огромного СССР сбивали с учебного ритма в институте, но полученные в оркестре навыки компенсировали с лихвой учебные занятия. Именно с этим музыкальным коллективом выступали тогда Муслим Магомаев, Дин Рид, Жильбер Беко, Жаклин Франсуа, Вико Ториани, Иованна, Барбара Брыльска, Рена Рольска, японский мюзик-холл, Аркадий Райкин… Насыщенная программа, лучшие залы страны, крупные культурные центры — Ленинград, Киев, Тбилиси… Творческое содружество с тромбонистом № 1 в стране К.Бахолдиным, непревзойденным трубачом В.Тартаковским, В.Чижиком… Разносторонняя программа:  в оркестре института Гнесиных — классические произведения апологетов музыкального искусства, в театре эстрады — мировые хиты современной музыки не только с Олегом Шимановским, но и с Раймондом Паулсом, Юрием Саульским, а еще подработки в эстрадном оркестре МГУ на Ленинских горах, который в ту пору «гремел» по Москве. К моменту завершения учебы Магомед был сложившимся мастером, упрочившим свой талант работой дирижера в Мурманском театре оперетты и преподаванием в тамошнем музыкальном училище, куда получил направление после института.

А сейчас имя Магомеда Абакарова широко известно в Дагестане не только музыкантам. Его многогранный талант организатора, руководителя, дирижера проявился в период работы во главе симфонического оркестра Гостелерадио ДАССР, художественного руководителя Даггосфилармонии, эстрадно-духового оркестра. На это ушли плодотворные годы творчества с 1970 года. А в 2004 году народный артист Дагестана Магомед Абакаров стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Дагестана.

Магомед Абакарович сумел сколотить замечательный коллектив, собрав воедино талантливых музыкантов, которым по плечу любые задачи. Кстати, трое из них учились в Гнесинском институте (ныне Академии) у того же педагога Б.Григорьева, который дал профессиональную путевку Магомеду Абакаровичу в большой мир музыки. Но и остальные инструменталисты понимают своего дирижера с полуслова. Необыкновенная скромность, интеллигентность дирижера, вопреки представлениям многих современных утверждений, не мешают, а помогают созданию здорового коллектива, где авторитет М.Абакарова непререкаем. Атмосфера доброжелательности помогает росту профессионализма музыкантов. Им одинаково интересно играть и классику, и эстраду, и джаз. Это позволило заслуженному деятелю искусств Дагестана М.Абакарову в одном оркестре под общим названием создать три структуры, три оркестра — симфонический, эстрадно-духовой и джазовый. Хорошая музыка есть во всех жанрах. Он первым привнес в симфонический оркестр легкость эстрады, виртуозность биг-бенда.

Природа в нем гармонично сумела воплотить принцип единства формы и содержания. Стройный, красивый в свои 70 лет, с аккуратно причесанными седыми волосами, всегда опрятно по моде одетый, Магомед Абакарович — большой труженик-интеллектуал, чье мастерство дирижера, непревзойденного аранжировщика и автора популярных произведений, которые брал в работу лучший оркестр СССР под управлением Ю.Силантьева, давно известно не только в Дагестане. Силой своего таланта он создал джазовый оркестр. Не всякий субъект ЮФО может похвастать наличием такого коллектива. Во всем округе только два джаза — в Ростове-на-Дону и у нас, в Дагестане.

Джаз — особая статья в творчестве Магомеда Абакаровича. Свобода, импровизация в музыке так влекли Магомеда в его «запретной» юности, так манили, так раскрепощали своей игривостью, безмятежностью, энергией, стремлением высказаться, но… Тогда джаз считался партийными идеологами буржуазным веянием и был под запретом. Сейчас, с большим опозданием, можно быть свободным в своем выборе, чем не преминул воспользоваться Магомед Абакарович. Джаз — как первая любовь юноши, не сбывшаяся, а потому трогательно влекомая. Среди его сочинений — фантазии для оркестра «Дагестан», «Цвети, мой край», парафраз на народные темы, музыка к телефильмам, спектаклям, более 200 обработок и аранжировок песен дагестанских и советских композиторов, авторов музыки джазового направления.

Нелегко и сейчас живется коллективу оркестра — пропагандисту высокой духовной культуры, у которого нет своей площадки, билетного хозяйства, зав.материальной базой. А главное, что усложняет работу, — ничтожно мало солистов-вокалистов, отсутствие музыкальных инструментов (музыканты используют личные), клавиров произведений. Правда, помогают друзья-однокурсники из Ростова, но чаще всего Магомед Абакарович просиживает свободное от репетиций время за домашним компьютером. Сочиняет подголоски, находит гармонию в звучании каждого инструмента, голоса вокалиста. У оркестра свои законы и предстоит пройти долгий, непростой своими поисками процесс прежде, чем придти на репетицию, и предложить включить в репертуар ту или иную вещь. Но все это усилиями Магомеда Абакаровича слушателям незаметно. Оркестр — хорошего звучания — всегда радует дагестанцев и является любимым коллективом всего населения республики.

Так было и на сей раз, когда зал Русского драматического театра в Махачкале был заполнен до отказа. Благодарные слушатели пришли на праздник настоящей музыки в день 70-летия создателя, художественного руководителя и дирижера Государственного симфонического оркестра Республики Дагестан М.Абакарова. Предвкушая встречу с талантливым коллективом и его Маэстро, зал долго аплодировал  до начала юбилейного торжества.

Зритель не обманулся в своих ожиданиях. Юбилейный концерт действительно получился праздником для души. И не только для Магомеда Абакаровича, услышавшего в этот знаменательный вечер много замечательных благодарственных слов от официальных лиц, друзей, коллег, признательных поклонников музыкального коллектива, но и для всех, заполнивших зал театра. Оркестром были исполнены разножанровые произведения, в том числе и собственного сочинения Маэстро. Были представлены как известные солисты Даггосфилармонии и оркестра, так и недавно вышедшие на сцену. А в конце прозвучало попурри из песен разных лет. Юбилейный вечер М.Абакарова стал торжеством музыки. Н.Абдулгамидова сказала, что «республика еще не осознала, какой музыкант живет рядом с нами». «70 лет — не предел. Он должен творить до 100, и никаких гвоздей», — эти бравурно сказанные слова народного артиста России А.Айгумова зал встретил с искренним одобрением.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • КультЛичность

    Слава и гордость Дагестана 

    15 января исполняется 90 лет выдающемуся композитору, одному из основоположников профессиональной музыки...

    108

    1 день назад

  • Театры

    Классика от Сергея Козлова 

    А вы знаете, что, кроме своей самой известной сказки «Ёжик в тумане», известный советский писатель-сказочник,...

    22

    2 дня назад

  • Музыкальные путешествия 

    Несмотря на то, что Вена является самым маленьким регионом Австрии, это удивительный и невероятно красивый...

    26

    3 дня назад

  • Любимые новогодние хиты 

    Дед Мороз не просто добрый сказочник, раздающий всем подарки. Он ещё может удивить своими музыкальными...

    19

    4 дня назад

  • Любимые новогодние хиты 

    Дед Мороз не просто добрый сказочник, раздающий всем подарки. Он ещё может удивить своими музыкальными...

    42

    14:35  30.12.20

  • Больше, чем работа 

    Фильм-путешествие «Дагестан – край гор», во время которого съемочная группа компании «DL Production» объездила...

    68

    8:08  30.12.20