В дар музею
Монументальные, с элементами «сурового стиля» пейзажи передают грандиозность индустриальных строек социалистической эпохи, показывая в то же время, как много у нас людей, ценящих искусство.
Подлинным хранителем этих сокровищ стал Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, получивший от представителей дагестанской культуры Шалуми Матаева и Имамали Халилова щедрый дар – графические экспонаты.
Руководитель ансамбля «Счастливое детство» Шалуми Самуилович Матаев, посетив выставку «Н. Лаков», оставил музею шесть эскизов художника. Эти акварельные рисунки являются продолжением серии технических и художественных эскизов костюмов ансамбля «Лезгинка», созданных им с 1958 по 1962 годы. Н. Лаков являлся главным художником ансамбля с момента основания – с 1958 года. Используя взгляд этнографа и дар художника–декоратора, он создал яркие, уникальные серии костюмов народов Дагестана.
Другие 15 подаренных экспонатов – это линогравюры Имамали Халилова, подаренные автором по случаю его 80-летнего юбилея. Халилов является заслуженным деятелем искусств Республики Дагестан, членом Союза художников России. Его произведения хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, в частных коллекциях Калмыкии, Азербайджана, Турции, около сорока работ – в Латинской Америке.
Имамали Халилович принадлежит к поколению художников, чье творческое становление начиналось в 60-е годы прошлого столетия. Он стоял у истоков зарождения и формирования в нашей республике линогравюры – ныне почти забытом виде графики. Сложился как график в период подъема интереса к искусству эстампа в среде дагестанских художников. Его увлекли поиски национального своеобразия, орнаментальных ярких мотивов, сцены труда и празднеств горцев.
Среди подаренной им графики портреты Г. Цадасы (1976 г.), А. Гафурова (1976 г.), Р. Гамзатова (1980 г.), а также индустриальные пейзажи: «Унцукульский туннель» (1976 г.), «Строительные работы по расширению порта» (1980 г.), «Махачкала. Порт» (1981 г.), «Канатная дорога» (1976 г.) и др. На них запечатлены этнографические наблюдения, сцены ударного строительства.
Руководство ДМИИ им. П. Гамзатовой высоко ценит такое отношение и стремится, чтобы работы наших художников были востребованы в многочисленных выставках и проектах музея.