12:00 | 23 октября, Вт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

В десятке лучших театров России

A- A+

XVIII Международный фестиваль театров «Šermukšnis» в открытом пространстве» (Литва), IV Международный кукольный карнавал (Казахстан), X Международный фестиваль театров кукол «Туманяновский день сказки» (Армения), VI Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «Молдфест. Рампа. Ру» (Молдова) – вот список официальных предложений Дагестанскому государственному театру кукол на участие в международных фестивалях за последние четыре месяца.

Да, искусство кукольников из Махачкалы давно известно театральным критикам, театроведам и мастерам этого жанра. Активно работающий Дагестанский театр получает приглашения показать свое мастерство отовсюду. Коллектив не раз был удостоен дипломов и наград на престижных фестивалях и форумах международного и всероссийского уровня в Москве, Волгограде, Белгороде, Мытищах, Астрахани, Болгарии, Украине, Армении, Финляндии, Турции, Литве. Кабинет директора театра Аминат Яхъяевой увешан дипломами всех достоинств, уставлен красивыми призами, один из которых символ всех кукольников России – хрустальная кисть руки актера, указательный палец которой увенчан стилизованной головой куклы, — стоит на письменном столе, как бы определяя одновременно дух и цель театра.

Дух, духовность его – в репертуаре, где спектакли признанной высокой пробы детской драматургии: С. Маршак, Л. Толстой, К. Чуковский, Ш. Перро, Э. Гофман, Г.-Х Андерсен, Г. Остер. Не забыты дагестанские классики Г. Цадаса, Р. Гамзатов, А. Абу-Бакар и современные Ш. Маллаева, Т. Асланов, Е. Жариков. И, конечно же, русские народные сказки – краеугольная основа, своеобразный фундамент для тех 40 спектаклей, которые значатся в репертуаре. Это «Колобок», «Машенька и Медведь», «Щелкунчик», «Буратино» и «Нур-Эддин — золотые руки», «Красная шапочка», «Новое платье короля»… Спектакли на любой вкус и интерес – от дошколят и до подростков.

P1020552.jpgЦель театра – через доступный жанр-сказку вести разговор с ребятами о вечных ценностях, гуманистических идеалах. Кукольный театр – камерный театр, где в доверительной обстановке со сцены в детские души закладываются очень важные, основополагающие понятия о добре, милосердии, сострадании, дружбе, любви к родному краю, посредством которых формируется мировоззрение будущего гражданина Отечества.

Воспитание духовности определяет цель работы с детьми и достигается не только высокой нравственностью пьес в репертуаре, но и мастерством коллектива. В театре работают замечательные труженики, актеры, в числе которых народная артистка РД, три заслуженных артиста Дагестана, заслуженный деятель искусств России. Они заинтересованно играют в спектаклях, поставленных творцами кукольного дела – членом Международного союза кукольников UNIMA, президентом Российской ассоциации кукольников Станиславом Железкиным. Его талант режиссера вывел театр для детей в подмосковных Мытищах «Огниво» в лидеры этого вида искусства, зачисляя его в первую строчку лучших театров России. Он основал Международный фестиваль театров кукол «Чаепитие в Мытищах», где дагестанские кукольники дважды — в 2008 и в 2013 годах — были отмечены наградами.

Это теперь он с удовольствием работает с дагестанцами, а поначалу, увидев кукольный театр из Махачкалы в программе одного из международных фестивалей в Виннице, не ожидал от этого коллектива чего-нибудь стоящего. Но когда увидел его спектакль, удивился и на пресс-конференции по итогам фестиваля Станислав Федорович не удержался от похвалы: «Никак не ожидал от Махачкалы такого тонкого спектакля». А когда приехал в Дагестан, откликнувшись на предложение поставить спектакль, и увидел театр, был во второй раз покорен талантливым коллективом и в целом дагестанцами.

Тесно сотрудничает с нашими кукольниками и создатель Астраханского театра В. Долгополов. Он дал жизнь нескольким спектаклям для дагестанских ребят, которые понравились не только нашему зрителю, о чем свидетельствуют награды на международных фестивалях. А между тем этот режиссер с громким именем в театральном искусстве не со всяким театром согласится работать. Но дагестанцы его покорили своей энергетикой, музыкальностью (артисты на спектаклях поют «живьем»), трудоспособностью и любовью к делу, которое они выбрали своей профессией на всю жизнь.

Приглашен для постановки спектакля и главный режиссер академического областного театра кукол А. Поляк из Донецка. Его «Аладдин и волшебная лампа» с музыкой, танцами, восточным колоритом поразил мастерством актеров, самозабвенно работающих для детей.

Что же так привлекает режиссеров с мировыми именами работать с махачкалинцами? Ответ без затей. Актеры легко, с заинтересованностью и удовольствием идут на новаторские методики, применяя маски, полумаски, ростовые куклы, живой план, убежденные, что работают в уникальном жанре: даже в драмтеатре меньше возможностей передать сложный режиссерский замысел, нежели в кукольном спектакле.

Сейчас Дагестанский театр кукол является подлинным полпредом театрального искусства республики. А начиналось все с легкой руки его директора Аминат Яхъяевой. В 25 лет, имея небольшой опыт работы после окончания с красным дипломом Грузинского театрального института по специальности театроведение, она приняла руководство театром в маленьком неприспособленном помещении на улице Буйнакского в Махачкале. Было большим везением через несколько лет перейти в просторное, но старое здание, долгое время эксплуатируемое как кинотеатр. Предстояло его приспособить для специфики кукольного театра.

Аминат-Яхьяевна.jpgНет необходимости говорить, как это было сложно в условиях повального дефицита финансов, стройматериалов, квалифицированных проектировщиков и строителей. Но организаторские способности, неуемная энергия, дотошность в делах, стремление делать все на совесть помогли А. Яхъяевой перестроить здание, оставив от прежнего, пожалуй, лишь внешние стены.

— Я очень благодарна Владимиру Федоровичу Долгополову, который в те годы имел большой опыт реконструкции Астраханского театра. Его консультации, советы были очень ценными, — вспоминает Аминат Яхъяевна. – А спектакли мы готовили в сырых подвальных помещениях Даггосфилармонии, по-родительски приютившей нас тогда.

После закончившейся реконструкции театр обрел новую жизнь. Рассказ теперешнего художественного руководителя, директора театра, награжденного медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Аминат Яхъяевой о том времени переполнен именами ее сподвижников, которым она благодарна за понимание, трудолюбие, любовь к детям, искусству. С признательностью она произносила фамилии своих педагогов по институту Э. Гугушвили, Т. Бухбиндера за поддержку после окончания учебы во время ее работы. С особо теплым чувством она вспоминала работников театра Р.Шамсутдинова, Т. Белую, Л. Серастанову, Е. Жарикова, В. Жарикова, Л. Абдурахманову… Благодаря им театр ставил отличные спектакли, которые видели юные зрители не только в Дагестане, но и в Тбилиси, Ужгороде, Ровно, Саратове, Одессе, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии. Тогда были заложены добрые традиции в коллективе, подготовлены молодые кадры, ставшие теперь опорой труппы.

Аминат Яхъяевна долго рассказывала о режиссерах, актерах, осветителях, с которыми она осуществила постановки, и ни слова о том, как ее заботами был создан музей кукол, как на базе театра и с участием актеров работает литературный клуб «Креатив» и республиканский конкурс, на котором школьники состязаются в художественном чтении произведений классиков русской, советской, дагестанской литературы. Театр проводит фестиваль детских студий и кукольных драматических кружков, отслеживает судьбу победителей-старшеклассников, радуется известию, что их подопечные из Магарамкентского района и Буйнакска поступили в театральные вузы.

Зато Аминат Яхъяевна увлеченно рассказывает, что актерский состав пополнился четырьмя выпускниками отделения культуры Даггосуниверситета. Двое из них введены в новый спектакль по произведению Г. Цадасы «Сундук бедствий». Молодым она предложила ходить на репетиции мэтров режиссуры Поляка, Долгополова, которые ставят сложное произведение «Кавказский меловой круг» о непростых проблемах современного общества.

Театр имеет потенциальные творческие и технические возможности для осуществления на своей сцене спектаклей и для взрослого зрителя. Уже были апробированы задумки в постановках «Дон Жуана», «Цепочка», «Ханума из Авлабара», «Сон в летнюю ночь». Теперь идет работа с использованием кукол и живого плана в новых спектаклях, где современные сценические формы соединены с фольклором, традиционными танцами, музыкой. Это, безусловно, будет интересно, ведь театр имеет награды на международных фестивалях за лучшую женскую роль, лучшую режиссуру, лучшее музыкальное оформление, лучшую мужскую роль и признание: Дагестанский театр кукол входит в десятку лучших театров России.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Культура»