Купить PDF-версию
14:52 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:46 10.12.2015

В музее должно быть комфортно

Когда вы последний раз были в музее? Для кого кураторы делают свои выставки? Какие музеи нужны сегодня? Об этом мы беседуем с Антоном Вальковским, региональным координатором грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

— Антон Васильевич, каковы шансы у музеев республики побеждать в грантовых конкурсах?

— Такие же, как и у других регионов. Конечно, дагестанские музеи недостаточно активны: традиционно мы получаем очень мало заявок (только 3 в прошлом году). И это в целом проблема всего Северного Кавказа и Юга России.

Для того чтобы делать хорошие проекты, необязательно быть Третьяковской галереей. Музеи Дагестана обладают уникальными коллекциями. Просто надо  придумать проекты, которые отражали бы потенциал музея и богатство коллекций.

Фонд В. Потанина также приветствует оригинальное и неочевидное партнерство. Музейщикам давно пора перестать ограничивать свой «круг знакомых» учреждениями культуры. Чем неожиданнее будет партнер, тем интереснее получится проект и тем больше шансов, что его подержат эксперты конкурса. При этом, разрабатывая проект, следует быть в курсе последних тенденций в музейной сфере.

— Каковы же они?

— Сейчас в тренде работа с сообществами и так называемый «музей соучастия». Посетители такого музея не только приходят на выставки, но и активно вовлечены в процесс музейной работы – начиная от помощи в сборе информации, пополнении коллекции и заканчивая выбором, какая выставка будет следующей. В этом случае музей перестает быть обособленным мирком, а становится частью социума. Также приветствуются проекты, которые можно в дальнейшем тиражировать в других регионах. Взять, к примеру, проект Татьяны Гафар из Волгограда «Школа народной реставрации». В нем реставраторы обучают посетителей музея элементарным техникам консервации семейных реликвий, тем самым пробуждая историческую память и интерес к истории собственной семьи. Подобный проект можно реализовать на любой территории, в любом музее, где есть реставраторы.

— Какими темами сейчас можно привлечь новое поколение махачкалинцев?

— Мы привыкли, что музеи часто посвящены глобальной истории, воинам, правителям, писателям и др. Рядовой посетитель себя с ними не отождествляет. Хороший пример, который я увидел в Махачкале, – Музей истории города. Он пытается работать с воспоминаниями самих горожан, устной историей, городскими легендами.

— И все же число новых посетителей невелико. В чем проблема?

— Здесь возможны несколько причин. Может быть, людям не комфортно в музее: недружественный персонал или неудобное время работы. Например, я заметил, что музеи в Махачкале часто работают до 18.00. То есть это время совпадает со временем работы целевой аудитории, и если вы хотите после работы посетить музей, у вас чисто физически это не получится. В большинстве регионов музеи переходят на новое время работы: до 20.00-21.00. Как и в сфере обслуживания, так и в музейной сфере очень важен уровень сервиса. Надо помнить, музей оказывает услугу, и от качества ее оказания зависят его популярность и востребованность. Он начинается со всех публичных зон, где присутствует посетитель. Это уже не классический музей, где посетителя интересует лишь экспозиция, а некое пространство, где человеку приятно провести час или два своего времени. Еще в музее должна быть комфортная зона, где посетитель мог бы, например, отдохнуть или просто почитать книги о музее, его коллекции или экспозициях. Музей нужно превратить в место культурного проведения досуга.

Мнение экспертов:

Наида Дибирова, заместитель директора Музея истории города Махачкалы:

— В грантовом конкурсе фонда В. Потанина мы участвуем уже три года. Один из наших проектов дошел до полуфинала. Мы стараемся стереть границы между городом и музеем, привлечь к музейной работе население города, выпускников, сотрудничать с министерствами.

Айшат Магомедова, заместитель директора по научной работе Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой:

— Если в прежние времена нас в первую очередь интересовало пополнение коллекций, организация выставок, то в последние годы больше подаем заявок на модернизацию, максимальную адаптацию музейных экспонатов для широкого зрителя. Мы уже выиграли грант Главы республики, сейчас участвуем в федеральной целевой программе «Культура России». Надеемся на один из грантов приобрести оборудование для интерактивности выставки, чтобы зритель не только смотрел, но и мог поучаствовать в ней.

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

6
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

7
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

9
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

77
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

28
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

10
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...