В музее должно быть комфортно
Когда вы последний раз были в музее? Для кого кураторы делают свои выставки? Какие музеи нужны сегодня? Об этом мы беседуем с Антоном Вальковским, региональным координатором грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
— Антон Васильевич, каковы шансы у музеев республики побеждать в грантовых конкурсах?
— Такие же, как и у других регионов. Конечно, дагестанские музеи недостаточно активны: традиционно мы получаем очень мало заявок (только 3 в прошлом году). И это в целом проблема всего Северного Кавказа и Юга России.
Для того чтобы делать хорошие проекты, необязательно быть Третьяковской галереей. Музеи Дагестана обладают уникальными коллекциями. Просто надо придумать проекты, которые отражали бы потенциал музея и богатство коллекций.
Фонд В. Потанина также приветствует оригинальное и неочевидное партнерство. Музейщикам давно пора перестать ограничивать свой «круг знакомых» учреждениями культуры. Чем неожиданнее будет партнер, тем интереснее получится проект и тем больше шансов, что его подержат эксперты конкурса. При этом, разрабатывая проект, следует быть в курсе последних тенденций в музейной сфере.
— Каковы же они?
— Сейчас в тренде работа с сообществами и так называемый «музей соучастия». Посетители такого музея не только приходят на выставки, но и активно вовлечены в процесс музейной работы – начиная от помощи в сборе информации, пополнении коллекции и заканчивая выбором, какая выставка будет следующей. В этом случае музей перестает быть обособленным мирком, а становится частью социума. Также приветствуются проекты, которые можно в дальнейшем тиражировать в других регионах. Взять, к примеру, проект Татьяны Гафар из Волгограда «Школа народной реставрации». В нем реставраторы обучают посетителей музея элементарным техникам консервации семейных реликвий, тем самым пробуждая историческую память и интерес к истории собственной семьи. Подобный проект можно реализовать на любой территории, в любом музее, где есть реставраторы.
— Какими темами сейчас можно привлечь новое поколение махачкалинцев?
— Мы привыкли, что музеи часто посвящены глобальной истории, воинам, правителям, писателям и др. Рядовой посетитель себя с ними не отождествляет. Хороший пример, который я увидел в Махачкале, – Музей истории города. Он пытается работать с воспоминаниями самих горожан, устной историей, городскими легендами.
— И все же число новых посетителей невелико. В чем проблема?
— Здесь возможны несколько причин. Может быть, людям не комфортно в музее: недружественный персонал или неудобное время работы. Например, я заметил, что музеи в Махачкале часто работают до 18.00. То есть это время совпадает со временем работы целевой аудитории, и если вы хотите после работы посетить музей, у вас чисто физически это не получится. В большинстве регионов музеи переходят на новое время работы: до 20.00-21.00. Как и в сфере обслуживания, так и в музейной сфере очень важен уровень сервиса. Надо помнить, музей оказывает услугу, и от качества ее оказания зависят его популярность и востребованность. Он начинается со всех публичных зон, где присутствует посетитель. Это уже не классический музей, где посетителя интересует лишь экспозиция, а некое пространство, где человеку приятно провести час или два своего времени. Еще в музее должна быть комфортная зона, где посетитель мог бы, например, отдохнуть или просто почитать книги о музее, его коллекции или экспозициях. Музей нужно превратить в место культурного проведения досуга.
Мнение экспертов:
Наида Дибирова, заместитель директора Музея истории города Махачкалы:
— В грантовом конкурсе фонда В. Потанина мы участвуем уже три года. Один из наших проектов дошел до полуфинала. Мы стараемся стереть границы между городом и музеем, привлечь к музейной работе население города, выпускников, сотрудничать с министерствами.
Айшат Магомедова, заместитель директора по научной работе Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой:
— Если в прежние времена нас в первую очередь интересовало пополнение коллекций, организация выставок, то в последние годы больше подаем заявок на модернизацию, максимальную адаптацию музейных экспонатов для широкого зрителя. Мы уже выиграли грант Главы республики, сейчас участвуем в федеральной целевой программе «Культура России». Надеемся на один из грантов приобрести оборудование для интерактивности выставки, чтобы зритель не только смотрел, но и мог поучаствовать в ней.