Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 29 октября, Чт

Махачкала

Weather Icon

В ожидании праздника танца

A- A+

Дагестанский театр оперы и балета в год своего двадцатилетия приступил к подготовке балетного спектакля «Асият» Мурада Кажлаева по поэме Расула Гамзатова «Горянка». Этот первый национальный балет был поставлен в 1967 году в Ленинградском театре оперы им. С. Кирова балетмейстером Олегом Виноградовым.

Тогда рождение спектакля на ленинградской сцене на музыку Мурада Кажлаева стало событием для культурной столицы страны, знаменитой традициями в искусстве, а еще большим событием для культурной жизни Дагестана. Средствами хореографии Олег Виноградов рассказал, как угнетенные в прошлом горцы пробиваются к свету, сбрасывая груз предрассудков.

И вот спустя более полувека теперь уже Дагестанский театр оперы и балета возобновляет работу над спектаклем «Асият» в постановке балетмейстера Олега Виноградова, ставшего мировой величиной в своей области – народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий, работающего во многих столицах мира – Минске, Риге, Таллине, Будапеште, Софии, Берлине и признанного в США, Франции, Корее…

О том, как идет работа над балетом «Асият», рассказывает художественный руководитель спектакля, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, президент театра оперы и балета в Махачкале Наида Абдулгамидова.

— Олег Михайлович любезно согласился поставить «Асият» в нашем театре. Первоначально им планировалось на главные партии пригласить танцовщиков из Санкт-Петербурга. Но мы предложили поставить балет силами дагестанских артистов, чтобы спектакль не был одноразовым, а жил долго и его можно было бы показывать широко в Дагестане и за пределами республики. И, конечно же, хотелось, чтобы наши артисты поработали с именитым мастером, повысили свой профессиональный уровень, набрались опыта, — начала беседу Наида Абдурахмановна.

— В поэме – события прошлого. Не будет ли в сюжете балета каких-либо купюр, правок, ориентируясь на современность?

— Сейчас идет творческий процесс. Возможны изменения в судьбе героини.

— В каком режиме проходят репетиции?

— Основная работа Олега Михайловича в Питере. Он приезжал в Махачкалу вместе со своим ассистентом Германом Правоторховым. Почти месяц проводил по две репетиции в день. Ассистент остался работать над спектаклем, в помощь ему определена солистка нашего театра Клавдия Магомедтагирова, выпускница Санкт-Петербургского института культуры, интернатуры Академии русского балета им. А. Вагановой, она же готовит роль Асият.

— Две репетиции ежедневно – это большая нагрузка…

— И тем не менее все артисты приходят, работают с большим интересом и огромным желанием танцевать под руководством высокого профессионала. Я бывала на репетициях и могу сказать, Олег Михайлович обучает наших артистов спокойно, доброжелательно, поощряет, развивает их способности. Учит создавать образы посредством пластики, чувствовать характер героя, слушать музыку Мурада Кажлаева — мелодичную, светлую, прозрачную, проникновенную, утонченную, что свойственно его таланту.

Мурад Кажлаев — один из крупнейших композиторов современности. Мы горды, что он представляет Дагестан и Россию в европейском, мировом музыкальном искусстве. В связке Гамзатов – Кажлаев – Виноградов мы ожидаем, что балет «Асият» станет крупным культурным событием не только в Дагестане. Выражаю огромную благодарность руководству республики, что в Год театра выделены средства на постановку балета в нашем театре.

— В ближайшие два-три месяца нам обещают премьеру «Асият», а успевает ли техническая часть театра?

— Да, успевает. Работа над декорациями, костюмами ведется с лета. Кстати, эскизы костюмов создавал сам Олег Виноградов. Он как художник не менее одаренный, чем балетмейстер, и очень доволен работой сценографа театра Ибрагимхалила Супьянова, который создал спектакли, ставшие в свое время событием в оформительской части. Я уверена, что «Асият» будет ярким, талантливым спектаклем, праздником в культурной жизни дагестанцев.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»