Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 28 ноября, Сб

Махачкала

Weather Icon

В ракурсе мусульманского Востока

A- A+

Московский Издательский дом Марджани вновь порадовал дагестанских читателей весьма солидной книгой, посвященной востоковедческим проблемам нашего края. Напомним, что в прошлом году там же был издан двухтомный сборник дагестанских адатов, в котором нашли место, между прочим, «Адаты кумыков» Маная Алибекова и «Адаты Тарковского шамхальства», а также другие памятники об обычаях и законах прошлых времен. Обе книги вышли в известной серии «Ислам в России и Евразии».

Новая книга, которая называется «Дагестан и мусульманский Восток», посвящена юбилею известного нашего востоковеда-арабиста профессора Амри Рзаевича Шихсаидова. В ней нашли место статьи как самого юбиляра («Духовная элита Дагестана X-XV вв.», «Ахмад ал-Йамани»), так и материалы многих других – дагестанских, татарских, московских, петербургских и зарубежных авторов.

Так, израильский историк Моше Гаммер посвятил свою статью теме «Проникновение братств Нахшбандийа-Халидийа и Кадирийа в Дагестан в XIX в.». Здесь повторяется известный тезис о том, что накшбандийский тарикат проник в Дагестан через североазербайджанских шейхов Исмаила Курдамирского и Хасмухаммада Ширванского, который передал иджазу (то есть дозволение на суфийское наставничество) первому дагестанскому шейху-нахшбандийцу Мухаммаду Ярагскому. И далее адепты этого суфийского братства весьма активно стали распространять свои идеи по всему Дагестану в течение XIX столетия и начала прошлого века (Хочется, однако, вспомнить любопытное сообщение известного османского путешественника XVII века о том, что во время своего пребывания в Дагестане он зафиксировал факт бытования здесь накшбандийского тариката – еще в те времена!).

Весьма интересны статьи обоих составителей и ответственных редакторов книги – В.О.Бобровникова и А.К.Аликберова: «Мусульманская культура и образование в Баб ал-абвабе, Ширване и Арране в XI-XII вв…», «Изобретение исламских традиций в дагестанском колхозе» (на примере бывшего колхоза в горном ауле Хуштада), «Эпиграфические памятники Акуша-Дарго периода сефевидской экспансии XVI-XVIII вв., «Историк джихада Хаджи-Али Чохский: опыт критической биографии»; «Дагестан и мусульманский Восток в российском кавказоведении И.В.Зайцева и В.О.Бобровникова «Родословная Сурхай-хана Гази-Кумухского о власти саййидов и хронологии Дагестана в конце XVIII – первой трети XIX в.»

Следует отметить то обстоятельство, что это единственное историческое сочинение прошлых веков, посвященное истории самой северной части Дагестана — Терско-Кумского междуречья

Не обойдены вниманием ракурсы истории древнейшего из городов России – славного Дербента. Ему уделяется внимание в статьях санкт-петербургского историка-востоковеда О.Г.Большакова («К истории завоевания Дербента арабами») и известного дагестанского археолога М.С.Гаджиева («Баб ал-кийама – средневековое мусульманское культовое место в Дербенте»).

Проблема ислама в современном Дагестане рассмотрена в статьях К.М.Ханбабаева («Суфийские шейхи и их последователи в современном Дагестане»), А.Р.Наврузова («Зияющие высоты: проблемы исламской высшей школы в постсоветском Дагестане»).

Привлекают внимание работы немецкого арабиста Михаэля Кемпера «Шариатский дискурс имамата в Дагестане первой половины XIX в.». Казанский историк-археограф Миркасым А.Усманов представил работу о книгах- «путешественниках». Здесь он прослеживает очень интересный ракурс в исследовании старинных рукописей. Оказывается, рукописи порой имеют весьма яркую «биографию» и сложный «жизненный путь», нередко попадая далеко за пределы своего «места рождения». Так, этот автор обратил свое внимание на то, что некоторые рукописи, имевшие дагестанское происхождение, зафиксированы в Татарстане, Астраханской области и в самом городе Астрахань… Об этом свидетельствуют колофоны и дополнительные владельческие записи, обнаруживаемые в старинных рукописях.
В части «Источниковедение и историография» помещены и другие материалы, которые, несомненно, привлекут внимание исследователей культуры нашего благодатного края. Так, в этой книге впервые опубликована Г.М.-Р.Оразаевым первая часть дагестанского исторического сочинения «История Кизляра» («Тарих-и Кызларкала») в переводе с кумыкского языка. (Напомню, что другая часть этого сочинения была опубликована им же в книге коллектива авторов под названием «Дагестанские исторические сочинения», изданной в 1993 году в Москве). Русский перевод снабжен обширными историко-филологическими комментариями. Следует отметить то обстоятельство, что это единственное историческое сочинение прошлых веков, посвященное истории самой северной части Дагестана – Терско-Кумского междуречья.

Можно сказать, неоценимое значение имеет статья Н.А.Тагировой «Оригинальная дагестанская литература Нового времени на арабском языке», в которой впервые прослеживаются собранные воедино сведения об оригинальных произведениях дагестанских авторов прошлого времени, созданных только на арабском языке. Они выделены в тематическом отношении на труды по мусульманской юриспруденции (фикху), лексикографии, поэтическому творчеству, тасаввуфу (суфийской литературе), истории.

В коллективной статье «Библиотека имама Шамиля в Принстоне», принадлежащей перу трех авторов – М.Кемпера, Н.А. Тагировой и А.Р.Шихсаидова, прослеживается история «путешествия» книжной коллекции Шамиля из России в США и Израиль. Дается общая характеристика, касающаяся количественной характеристики, номенклатуры и тематического разнообразия именитой коллекции.

В новом сборнике представлены также интересные статьи других авторов из Дагестана – Т.М.Айтберова. М.Н.Османовой, Ш.Ш.Шихалиева. Книга завершается списком научных трудов проф. А.Р.Шихсаидова и разнообразными указателями.

По всему заметно, что составители и ответственные редакторы весьма серьезно отнеслись к изданию научного сборника «Дагестан и мусульманский Восток» (М., 2010 г. – 432 с.), посвященного достойному ученому.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»