В традициях восточных умельцев
Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить ещё в V в. до н. э. в трудах «отца истории» Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. У каждого ковра свое название, орнамент, который нельзя менять, иначе меняется весь смысл. Дагестанское ковроделие – это догматическое искусство. Есть даже ковры мужские и женские. И смешивать символы нельзя…
С этими и многими другими особенностями не только дагестанского ковроткачества, но и с рядом других национальных ремесел и декоративно-прикладным искусством народов Дагестана на днях своих подписчиков в соцсетях познакомил один из крупнейших музеев страны и Европы – Государственный Эрмитаж. На официальной странице музея опубликованы сразу три виртуальные экскурсии по Дагестанскому музею изобразительных искусств им. П. Гамзатовой с участием ведущих специалистов учреждения. Прямые эфиры были организованы Ярославой Былинкиной, научным сотрудником научно-просветительного отдела ГЭ, кавказоведом.
Богатые традиции декоративно-прикладного искусства народов Дагестана в первой части виртуального путешествия по музею раскрывает заведующая отделом ДПИ Джамиля Раджабова. Пожалуй, не придумаешь лучшего способа детально изучить быт дагестанского народа, чем познакомиться с экспонатами этого большого отдела. В музейных фондах хранятся по-настоящему уникальные предметы, представляющие большую историческую и художественную ценность для кавказского искусства. Причем с учётом хранящихся в запасниках предметов коллекция декоративно-прикладного искусства музея считается крупнейшей в мире.
О богатой коллекции керамики и об истории гончарного ремесла в Дагестане подробно рассказывает директор музея Салихат Гамзатова. Она отмечает, что дагестанскую керамику условно делят на два вида: неполивную и поливную. Неполивная считается более древней по происхождению. Одним из крупных центров, где с давних пор и поныне создаются изделия неполивной керамики, считается аул Балхар. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этого селения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью Дагестана, а также предметом национальной гордости. Уникальность этой керамической посуды не только в ее неповторимых формах и оригинальном рисунке, но и в качестве глины. 15 видов глины с разными химическими показателями добываются рядом с аулом. Балхарские изделия отличает техника их исполнения – наращивание жгутом. Затем подсушенное изделие с нанесенным рисунком отправляется в древнюю печь для обжига. Для поддержания температуры в печи сжигают хворост и местный кизяк. Сегодняшние мастера изготавливают посуду среднего и мелкого размера, хотя здесь все еще можно встретить шедевры величиной в человеческий рост. Балхарские мастера еще с древних времен изготавливали не только предметы домашнего обихода, но и керамические игрушки с яркой росписью, которые всегда пользовались особой популярностью. Современные мастера здешних мест тоже преуспели в деле изготовления керамической игрушки.
Есть в коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств и экспонаты, представляющие пласт поливной керамики. Это прежде всего блюда испикской керамики. Благодаря своим высоким декоративным качествам изделия Испика занимают, пожалуй, особое место. Хотя культура зародилась в XV веке, она до сих пор поражает нас своей красотой, технологиями, опережающими свое время.
Много интересного и занимательного связано и с другим древним народным промыслом дагестанцев – ковроткачеством. Можно часами всматриваться в рисунок дагестанских ковров. Кажется, что ты увидел все мельчайшие детали на коврах, как вдруг перед глазами появляется рисунок, которого раньше не замечал. И снова картинка меняется…
Это многообразие символов и орнаментов, переходящих один в другой, по словам заместителя директора по научной работе и хранителя отдела ковров и тканей ДМИИ им. П.С. Гамзатовой Айшат Магомедовой, – важная особенность дагестанских ковров. В ходе экскурсии специалист знакомит зрителей с историей дагестанского ковроделия, рассказывает об основных видах ковров, центрах ковроткачества республики, о характерных орнаментах.
— А вот ковер «Сафар». По преданию, так звали прекрасную девушку, которая любила пастуха. Во время сильного ливня он с отарой овец попал в селевой поток и погиб. В древнем орнаменте ковра «Сафар» специалисты читают схематическое изображение мужчины, овец, растений и много синего цвета – буйной воды. Вообще, еще предстоит расшифровать многие орнаменты наших предков. Ведь ковроделие появилось намного раньше письменности, и на коврах наши предшественники передавали определенную информацию. Вот ковер «Дракон». Если изучить его орнамент, то становится ясно – это пересказ легенды об аждахе (дракон в дагестанской мифологии). Этот рисунок и есть дракон. Красное поле вокруг него – пламя, синий медальон – захваченный им источник воды. Эти знаки символизируют животных, которые не могут пройти на водопой. Причем всё очень схематично, этот знак даже отдаленно не напоминает дракона. Тут сказывается влияние ислама, который запрещает изображение живых существ, – рассказывает Айшат Магомедова.
— Нам очень приятно, что благодаря виртуальным возможностям наш музей оказался так далеко, в прекрасной Северной столице России – Санкт-Петербурге, – отмечает директор ДМИИ Салихат Гамзатова. – Культурные связи Эрмитажа и нашего музея давние. Ряд картин из собраний различных музеев, в том числе и Эрмитажа, был передан в Дагестан ещё в конце 1920-х годов. Также в Эрмитаже имеется прекрасная экспозиция дагестанского искусства.
В завершение онлайн-эскурсий работники ведущего музея Дагестана подарили библиотеке Эрмитажа два экземпляра книги «Дагестанские ковры». Стоит отметить, что представленные на странице музея видеоэкскурсии уже набрали тысячи просмотров от подписчиков ведущего музея страны.