Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 25 октября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Валида поет о любви

A- A+

Дагестанский театр оперы и балета в год своего десятилетия в очередной раз проявил патриотическое чувство интереса к нашей богатой музыкальной культуре. На его сцене – оперетта «Валида» дагестанского прижизненного классика народного артиста СССР, композитора Мурада Кажлаева, ставшая событием культурной жизни республики. Высокая проба музыки соединилась здесь с классикой нашей драматургии – либретто создано по мотивам произведения Абу-Бакара. Поставлено оно еще одним мастером – на сей раз режиссуры – заслуженным деятелем искусств РФ Исламом Казиевым. Поэтому неудивительно, что происходящее на сцене воспринимается аудиторией с непосредственным восторгом. С первой до последней минуты комического сюжета зритель, попав в плен истинного мастерства, смеется, восхищается, возмущается, мечтает: таково обаяние искусства.

«Валида» — это первое обращение молодого коллектива театра к сюжету из наших дней. Это новый этап становления для его творческой судьбы, открывающий жанровые горизонты, новые исполнительские импульсы, новые стилевые поиски.

В «Валиде» впервые театр обращается к новой художественности – воплотить эмоционально-насыщенную поэтику кажлаевской музыки. Музыкальный театр М.Кажлаева – это всегда мир возвышенного романтического восприятия жизни и вместе с тем восторг, торжество рубенсовских ощущений. В нашей приземленной повседневности этот «витамин» кажлаевского мироощущения всегда нов. Дагестанцы знают его «вкус» еще по балету «Горянка» в постановке Ленинградского – С.-Петербургского театра оперы и балета, показанному в Махачкале. Вот и премьера его оперетты стала несомненным успехом его давнишней мечты: показать зрителю этот веселый, красочный музыкальный спектакль.

«Секрет» успеха премьерного спектакля «Валида» обусловлен непринужденно льющимся, ненатужным, а от сердца идущим мелодизмом, роскошно цветущей оркестровой палитрой кажлаевской музыки, соединяющейся с остроумной интригой, гибкими драматическими решениями большого Мастера сценария Ахмедхана Абу-Бакара. Именно на этом сценическом симбиозе строится драматургия. Поэтому жанр осторожно назван музыкальной комедией. В оперетте конструкция строилась бы музыкальными средствами в первую очередь. Выбор жанра музыкальной комедии взамен оперетты – думаю, вынужденная уступка нынешней ситуации в театре с его некомплектностью исполнителей. И это досадно. Потому что существенное сокращение партитуры лишило слушателя некоторых музыкальных впечатлений.

Музыкальный спектакль идет на высоком подъеме, с большой творческой самоотдачей. Режиссерское решение поддерживает поэтически возвышенную, условную стилистику сюжетного и музыкального ряда. В этом же ключе нашла исполнительские краски заслуженная артистка РД Светлана Мусаева в роли Валиды. Безупречный вокал и точный актерский рисунок оставляют цельное впечатление от образа. В ярко  новом для нас амплуа выступил в роли Загида Загидова заслуженный артист РФ Тагир Курачев, подтверждая известную истину: талант проявляет себя  во всем. Зал аплодисментами встречал  его репризы и актерские импровизации. Жаль, что этому персонажу отведено мало вокальных номеров! По-актерски талантливо воплощен А.Батыровым образ Искандера. Убедителен в роли Мирзы, отца героя, А.Бобин-Шмидт.

Общий приподнятый тонус спектакля, однако, не скрыл некоторых недостатков. Досадным промахом, идущим вразрез со стилевым решением, считаю сценографию. Лубочный стиль, тяготеющий к фольклору, входит в противоречие с высоким уровнем обобщения музыкального языка и композиционного построения комедии. Яркая и красочная  сценография самодовлеет, никак не раскрывая художественную выразительность целого. Не сработал камертон вкуса, в частности, у художника по костюмам.

Большей изобретательности можно пожелать и в световом решении спектакля – унылая световая партитура не отвечает современным требованиям театральной эстетки, утяжеляет ее темпо-ритм своим однообразием. Эти досадные недочеты, однако, не очень влияют на общее положительное впечатление, которое обеспечивали все службы театра – творческая, административная и вспомогательные. Спектакль выявил немалый творческий потенциал коллектива театра, который позволил режиссеру отработать дублирующий состав.
Знаком уважения своего зрителя надо считать напечатанные программки и буклеты к спектаклю — не частая роскошь для дагестанской театральной культуры.

Репертуарная политика Дагестанского театра оперы и балета сделала важный шаг к своему зрителю на пути к новой художественности. К своему первому юбилею – 10-летию основания – он показал готовность и желание работать, несмотря на большие проблемы молодого театра.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Храм истории родной земли 

    Вместе с переменами, меняющими облик, психологию человечества, исторические эпохи сформировали мощный...

    71

    3 дня назад

  • «ТIитIику» для нее, «белъай» для него 

    Сколько народов в Дагестане, столько национальных костюмов, и даже больше. Женские и мужские костюмы богато...

    10

    3 дня назад

  • Не бойся мечтать 

    Есть в центре Западной Европы, во Франции, танцевальный ансамбль, носящий имя нашей землячки, кавалера ордена...

    90

    3 дня назад

  • В планах ещё много задумок 

    Чуть более трех лет назад на базе Дагестанского государственного университета был создан Центр изучения...

    15

    4 дня назад

  • Выставки

    Этих дней не смолкнет слава… 

    Великая Отечественная война – одно из главнейших событий XX века, затронувшее многие страны мира и...

    12

    4 дня назад

  • Аварское Койсу – река дружбы 

    Дагестан во все времена славился богатством уникальной самобытной культуры народов, в мире и дружбе...

    17

    4 дня назад