Купить PDF-версию
04:43 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:56 08.08.2017

Внутренний эдем Саида Тихилова

«Гора – один из древнейших символов. Он встречается во всех священных текстах, а уж в обоих Заветах с ним связаны едва ли не все ключевые события. В некоторых видах буддийских практик предписывается уходить в горы молиться и созерцать, дабы понять себя и свои отношения с миром, а потом вернуться обновлённым и тут же отправиться покорять новую вершину. Будучи горцем по происхождению и мироощущению, Саид Тихилов тоже постоянно возвращается к горам и в горы», – писала два года назад о выставке известного дагестанского художника и писателя Саида Тихилова «Возвращение в эдем» арт-критик Влада Бесараб. И все это время интерес к экспозиции не ослабевает. Недавно прошло ее открытие в Культурно-выставочном центре Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи.

Впервые этот проект был представлен в 2015 году Первой гале­реей в Каспийске. Он вызвал огром­ный резонанс у зрителей и специалистов, оказался весьма востребованным и после был представлен еще на двух художественных площадках – в Музее истории мировых культур и религий (Дербент, 2016) и Северокавказском филиале ГЦСИ в составе РОСИЗО (Владикавказ, 2017). Об этом, открывая выставку, напомнила куратор проекта, заместитель директора музея по научной работе Джамиля Дагирова:

– Саид Тихилов создавал эту серию графики более 20 лет. Не целенаправленно, а спонтанно, по веле­нию души. На этих работах изображены сюжеты и герои Ветхого Завета, ассоциированные и интерпретированные художником через свое видение. Что такое рай? Каждый из тех, кто жил до нас и будет жить после нас, и мы сами стремимся к идеальному месту, состоянию счастья и покоя. Отталкиваясь от Ветхого Завета, от этих вечных ценностей, мыслей и идей, свою трактовку рая дает Саид Тихилов. Эта выставка и была подготовлена в том формате, как это делает Первая галерея, к ней был издан каталог. А к сегодняшней экспозиции Галерея современного искусства Дагестана при поддержке ПАО «РусГидро – Дагестанский филиал» издала сборник притч Саида Тихилова. Он маленький, но очень емкий. 25 августа в 17 часов мы приглашаем желающих в конференц-зал Национального музея на творческую встречу с Саидом Тихиловым, на ней гости получат сборник притч художника. Заметим, это второе издание. Первое оказалось так востребовано читателями, что даже у автора не осталось ни одного экземпляра.

«Это не была систематическая работа. Иногда мыслей и образов приходило сразу много, они были ярки и настойчивы, и в считанные дни рождалось сразу несколько листов. А потом работа прерывалась на месяцы. Впрочем, это действо сложно вымерять обычными временными категориями. В процессе творчества художник выпадал из современности, из настоящего и переносился, нет, не в прошлое, но в иной временной пласт. Ветхозаветное время течет иначе: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее…» Когда серия достигла 50 листов, работа была окончена. Нет, он, наверняка, еще не раз откроет эту книгу, но это будет уже совсем другая история, другие мыслеобразы», – пишет Влада Бесараб.

6.jpg

Говоря о том, как шла работа над гравюрами цикла «Возвращение в эдем», Саид Тихилов особо подчеркивает, что у него не было задачи изображать сюжеты Ветхого Завета:

– Меня больше интересует возможность дать зрителю понять смысл сюжета. Об историях Ветхого Завета любой человек может сказать: это неправда, но суть не в том, чтобы понять, насколько они достоверны. Я брал сюжет, идею и хотел эту идею представить немного по-другому. Я много думал о том, что такое рай. Есть люди, которые живут своими инстинктами, и вы, наверное, видели таких толстокожих людей. Я думаю, что они чувствуют себя в раю. А когда человек начинает думать, то ему уже становится беспокойно. Этот цикл можно было бы писать бесконечно, можно было бы писать псалмы Давида и о каждом отдельном пророке, но я остановился на 50 работах.

Слова Влады Бесараб о выставке Тихилова не устарели и сегодня, через два года после открытия проекта: «Герои оплакивают свой исход из эдема, горюют и хотят вернуться. Они бродят по пустыне, напряженно всматриваются в линию горизонта, пытаясь отыскать верный путь. Но эдем – это не место, а состояние. Чтобы возвращение состоялось, им (и нам!) нужно преодолеть пустыни и горы и побороть всех чудовищ внутри себя».

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

8
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

24
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

115
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

43
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...