09:48 | 21 января, Вс

Махачкала

21.01.2018
1EUR69.3953Руб0.0000
1USD56.5892Руб0.0000

Впервые, но достойно

A- A+

«Гимн мещанству», «реакционная пьеса», «насквозь порочный текст», «разрозненный на реплики контрреволюционный монолог» – таковы были отзывы критиков на появление в свет пьесы «Самоубийца» Николая Эрдмана в далеком 1929 году. Прошло время, и сегодня Николай Эрдман – признанный в Европе классик, а его философское произведение не может никого оставить равнодушным. В этом на днях дагестанского зрителя убедили студенты-выпускники кафедры актерского мастерства факультета культуры Дагестанского государственного университета, выбравшие для своего дипломного спектакля именно пьесу Эрдмана.

Режиссеры спектакля – заслуженный деятель искусств Дагестана, заведующая кафедрой актерского мастерства Изумруд Алиева и старший преподаватель кафедры Уруза Алиева. Пьеса для дипломной работы была выбрана не случайно: проблемы отношения человека с социумом,  с властью, с историей, поведения человека в ситуации «смерти бога», рассматриваемые в произведении в начале XX века, актуальны и по сей день. И популярна она не только на российской сцене, но и за рубежом. Так, впервые пьеса была поставлена на театральной сцене Швеции, а затем и в других странах и городах. И по сей день «Самоубийца» «колесит» по свету.

Главный герой – Подсекальников. У него совершенно обыденная жизнь, наполненная самыми заурядными проблемами. Он безработный, и это очень давит на него. Ни обществу, ни семье он, лузер, не нужен. Живя так много лет, он все глубже погружается в депрессивную трясину, отравляя жизнь и себе, и своей семье. В один прекрасный день он находит выход – самоубийство. Окружающие неадекватно реагируют на это решение. Жизнь Подсекальникова превращается в какой-то трагикомичный фарс. Конец пьесы символичен – герой осознает, что, хотя жизнь и трудна и порой невыносима, все же хочется ее прожить до конца, хочется жить долго, видеть жизнь вокруг себя. Жизнь – самый главный дар.

Образы героев пьесы представили 13 выпускников. Быстрое чередование персонажей, картин, необычных, а порой совершенно выбивающихся из категории смысла ситуации, – все было направлено на то, чтобы показать отношения маленького человека и социума. При этом мизансцена за мизансценой зрителю представала далекая эпоха начала ХХ века. Дух того времени, по мнению сидевших в зале театралов, молодые актеры сумели передать, ни разу не слукавив. Сошлись все и в том, что спектакль поставлен на достойном уровне и может смело идти не только на нашей сцене, но и за пределами республики.

– Начиная с 1999 года я видела практически все дипломные спектакли под руководством Изумруд Алиевой и могу смело утверждать – всякий раз постановки становились большим событием, – говорит заместитель директора Тетра поэзии Ариза Батырова. – И это неудивительно. Во-первых, Изумруд Шихабудиновна всегда выбирает хорошую драматургию, во-вторых, она предана своему делу, ювелирно работает со своими студентами над постановками. И в итоге на сцене появляется спектакль, в котором веришь каждому слову, жесту, каждой интонации. «Самоубийца» Эрдмана – глубокофилософское произведение, актуальное на все времена, и то, как студенты сумели донести до зрителя эту философию, передать дух автора, дух времени, вызывает у меня глубокое уважение и к ним лично, и к преподавателям, так кропотливо с ними поработавшими.

Известный актер, режиссер и сценарист Ислам Казиев также высоко оценил дипломный спектакль студентов.

– Это очень достойная работа, несмотря на то, что ребята впервые выступают на большой сцене. Постановка, скажу без преувеличения, украсила бы сцены наших республиканских театров, и не только, – отметил Казиев.

Ободренные такими добрыми отзывами и комментариями, студенты и преподаватели спустя пару дней после премьеры в Махачкале отправились с «Самоубийцей» в соседнюю Северную Осетию представлять нашу республику на молодежном театральном фестивале «Вне сезона», в котором традиционно участвуют как профессиональные театральные коллективы, так и студенческие. Преподаватели уверены, ребята не подведут.

– Наша кафедра и раньше выезжала на такого рода мероприятия, – рассказывает Изумруд Алиева. – В 2003 году в Москве мы приняли участие в театральном фестивале «Подиум», где удостоились множества положительных отзывов. В 2013 году студенты ездили в Санкт-Петербург на Международный фестиваль театральных школ «Апарт» и привезли приз за лучшую мужскую роль и диплом второй степени. Такие выезды – большая энергетическая и духовная подпитка для молодых актеров. Они обогащают наших выпускников, и, я надеюсь, в будущем их будет еще больше. У нас очень много талантливых ребят, которые, получив хорошую поддержку, смогли бы прославлять наш театр и республику.

Статьи из рубрики «Культура»