Купить PDF-версию
11:48 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
08:24 02.04.2021

Время сокрытых сокровищ

Яхья Кудайбердиев, композитор, заслуженный работник культуры РФ
Выпуск - 2021 №№ 69-70
96

Говорить и писать о Сраждине Батырове как о человеке и художнике легко и в то же время непросто. А главное – очень ответственно. Легко потому, что мы были близкими друзьями, хорошо знали и понимали друг друга, преданно служили ногайскому искусству, осознавая, что его возрождение и дальнейшее развитие так необходимы нашему народу. Всю свою недолгую жизнь Сраждин буквально жил этой мечтой, отдавая себя полностью ее реализации.

Он родился в 1951 году 4 апреля в с. Выше-Таловка Тарумовского района. Рос, как и все его аульские сверстники, босоногим мальчишкой в окружении степной природы. Способности к рисованию проявились рано. По его рассказам, он часто уходил в полынную степь и бродил там в одиночестве. Его интересовало все вокруг. Слушал пение птиц, наблюдал за возвращением стада с пастбища, смотрел, как мать печет в тандыре хлеб. Придя домой, старался передать свои детские наблюдения на бумаге. После окончания школы Сраждин поступает в Дагестанское художественное училище им. Джемала, где знакомится со многими интересными людьми – сокурсниками и преподавателями, оказавшими большое влияние на его формирование как художника и личности.

Интерес Сраждина к народной культуре проявился уже в эти годы. Темой его дипломной работы стал старинный свадебный ногайский обряд, где он тщательно передает атрибуты национального быта, интерьер юрты, детали традиционного костюма. Вскоре мы стали свидетелями, как он превращается в интересного самобытного художника, настоящего профессионала. В своих картинах, повествуя о жизни ногайцев, Батыров показал прекрасное знание быта и культуры своего народа: достоверно и красочно описывает жилище, утварь, образ жизни людей, живущих в степи. Удивительно правдиво он изображал ногайских женщин во время работы по хозяйству, их добрые руки, ласкающие детей и пекущие хлеб. Изображенные им сценки буквально оживают на глазах и воспринимаются как реальные, но в то же время в его картинах нередки настроения скорби и печали, отражающие трагическую судьбу ногайского народа.

В некоторых картинах Батырова есть какая-то загадочность, даже мистичность, образы, рождённые его художественным воображением. Творчество Батырова отличает яркая индивидуальность, способность, несмотря на неудачи, оставаться уверенным в правильности выбранного пути, самостоятельность в процессе работы. Все это делало Батырова по-настоящему национальным художником. Велико было его влияние на молодых художников, в том числе на первого ногайского скульптора Кошали Зарманбетова, который на всю жизнь запомнил слова Сраждина, сказанные во время его учебы в ЛВХПУ им. В.Мухиной: «Если ты приедешь домой еще одним ленинградским скульптором, не прощу никогда».

Кроме талантливых полотен, которые еще при жизни художника получили достойную оценку коллег и искусствоведов, он создал множество красочных эскизов традиционных костюмов ногайцев и других народов Кавказа. Интерес Батырова к народному костюму и национальным танцам появился еще в школьные годы, о чем он подробно пишет в своем дневнике. Все, к чему прикасался Сраждин Батыров, освещалось его умом, талантом, богатой фантазией, энтузиазмом, страстной влюбленностью в дело, которому он посвятил свою жизнь.

Все эти качества наиболее ярко и последовательно проявились в главном его детище – создании фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай». В работе он был очень принципиальным и настойчивым, почти несгибаемым, никогда не отказывался от своих слов, убеждений и тех задач, которые он ставил перед постановкой очередного игрового танца. Работая вместе, он как создатель коллектива и хореограф, я как музыкальный руководитель ансамбля, постоянно ощущал его напористое желание в каждом танце во что бы то ни стало добиться поставленной цели. Наши мнения относительно музыкального сопровождения не всегда совпадали, но я делал то, что требовал Сраждин, так как ему принадлежала хореографическая идея. Затем наши мысли по цепочке передавались музыкантам-аккомпаниаторам. Работа шла непрерывно, настроение у всех было бодрое. В работе он в первую очередь руководствовался своим мнением, но не из-за амбициозности, просто все задуманные идеи еще до их реализации были уже увидены им, проверены, сопоставлены.

Особенно скрупулезно Сраждин работал с женской группой ансамбля. Наши девчата, работавшие до сих пор в общепринятой кавказской хореографии, с трудом привыкали к ритмам игровых танцев ногайцев в сопровождении домбровых групп, да еще под древнюю инструментальную музыку «Катар, катар, катар каз» и другие мелодии. Большая заслуга С.Батырова в том, что он мастерски оживил в хореографии ногайские детские игры, на основе которых поставил сценические танцы, тонко передающие образ мышления степняка.

Танцы Сраждина удивительны по содержанию, ритмике, зрительному восприятию. Их никогда не спутаешь с танцами других народов, хотя сегодня в Дагестане немало интересных хореографов, глубоко знающих национальную специфику. Я был счастлив, когда Иосиф Матаев совместно со Сраждином Батыровым поставил для прославленного академического ансамбля «Лезгинка» коронный номер ­ансамбля «Айланай» – девичий игровой танец с одноименным названием. Это было сделано с большим профессионализмом и великолепной грацией, так присущей «Лезгинке». После зажигательных искрометных горских танцев лирический, с восточноазиатским колоритом ногайский танец «Айланай» вносил особую ноту в программу ­ансамбля «Лезгинка», которому рукоплескали во время гастролей во всех уголках нашей планеты. За большие заслуги перед республикой С.Батырову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан.

После создания ансамбля «Айланай» он организовал его гастроли по всем республикам и областям, где компактно проживали ногайцы, а также в братскую республику Каракалпакию. И везде нас принимали восторженными аплодисментами. Кроме того, Батыров осуществил свою мечту, подготовив участие «Айланая» во всесоюзной новогодней программе «Шире круг», показанной по центральному телевидению. Сраждин пробовал себя в качестве художника и даже актера в некоторых кинофильмах, снятых по произведениям дагестанских авторов. В частности, в телевизионном фильме «Чегери» по повести А.Абу-Бакара, где он был художником и сыграл эпизодическую роль деревенского старика. Когда мы просматривали фильм у него дома, Сраждин лично комментировал и изображал нам этого старика, плетущегося за детворой, в котором на экране мы с трудом узнали его.

Разносторонность Сраждина как художника проявилась и в его увлеченности деревянной скульптурой. Будучи очень наблюдательным и обладая богатой фантазией, он во время прогулок находил интересные формы, сотворенные самой природой, которые дома дорабатывал, покрывал лаком и затем пользовался в быту. Богатый внутренний мир Батырова, его открытость и умение сходиться с людьми привлекали к нему самых разных людей. Он очень любил единственную сестру Вагидат. И всегда говорил: «Моя Вагидат на все руки мастер и добрый человек». У Сраждина Батырова растет дочка Айбийке, которая проживает со своей матерью Аклией в Бельгии. И никогда они не забывают Сраждина и бережно хранят память
о нем.

Несмотря на сильный и жизнестойкий характер, благодаря которому он сумел оставить своему народу огромное художественное наследие, Сраждин, как и многие творческие личности, был очень ранимым и незащищенным человеком. Художник от Бога, он был наделен даром предвидеть свое предназначение и свою судьбу. Он ушел от нас до обидного рано, не успев завершить многие свои идеи и начинания. Но и того, что он сделал, хватило бы на несколько полноценных жизней.

Идея издания альбома пришла в одно мгновение, когда мы с группой друзей в апрельские дни 2011 г. посетили родной аул Сраждина, его дом и могилу. В доме его сестры Вагидат многие из нас впервые увидели папку с неизвестными эскизами костюмов, обуви, головных уборов, предметов быта. Их было более 40, и это было существенное дополнение к тем, что уже имелись в музеях и были известны по выставкам и публикациям. Готовя в это время другой проект по ногайской культуре, мы сразу поняли, что эскизы Батырова надо издавать отдельно, что пришло время сокрытых до сих пор сокровищ, что актуальность подобного издания трудно переоценить. Мы были очень благодарны Вагидат, которая все эти годы бережно хранила наследие брата и дала согласие на издание эскизов.

Над книгой работала группа профессионалов, ставящая перед собой задачу, как можно полнее представить данную область творческого наследия Сраждина Батырова: эскизы традиционной кавказской одежды, большую часть которых представляет ногайский народный костюм. С. Батыров делал эскизы костюмов не только для ногайских ансамблей «Айланай» и «Тулпар», Сраждин работал над эскизами костюмов для академического ансамбля «Лезгинка», ансамбля песни и танца Дагестана, государственного чеченского ансамбля «Вайнах», ансамбля песни и танца «Айгулаш» Каракалпакской АССР. Творческие коллективы всех пяти субъектов РФ, где компактно проживают ногайцы, до сих пор пользуются материалами С.Батырова.

Думаю, для многих профессионалов, работающих в художественной сфере, этнографов, хореографов, дизайнеров одежды, преподавателей культуры народов Дагестана и просто для всех любителей народной культуры книга станет настоящим методическим пособием и источником вдохновения.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

11
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

64
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

40
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

22
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...