Язык искусства – один на всех
Он прожил в Китае с женой Сюзанной и сыном Исмаилом десять лет. Обучал тамошних студентов русской живописи. Наверное, трудно представить дальнейшую жизнь без столь привычной слуху, затертой до дыр китайской фразы, , что в переводе на наш великий и могучий означает: «Пассажирам, покидающим вагон, просьба приготовиться».
— Я окончил Дагестанское художественное училище им.
М. Джемала, – рассказывает Габибулла Габибуллаев. – Мой педагог, известная художница Галина Пшеницына, сыграла важную роль в моем становлении. Занятия не прошли даром. Лично ощутил, насколько тернист путь художника. Любой талант может зачахнуть, если не вдохнуть в него жизнь. Будучи студентом Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, часто участвовал в выставках, в том числе в коллективных для студентов. Одна из таких, посвященная современному русскому реализму, была представлена в Пекине. Работу заметили, и меня пригласили в престижный вуз – Академию китайской традиционной оперы. За годы работы пробовал себя в самых разных направлениях: живописи, декорации, графике, дизайне. В последнее время больше занят живописью маслом, люблю работать на натуре. С возрастом отвлекаться на что-то другое не хочется.
— Влияние русской художественной школы на китайское искусство велико?
— К российской живописи китайцы относятся с большим уважением. Русская система художественного образования легла в основу худобразования Китая, а русский реализм стал одним из методов выражения восточной мудрости. Старая плеяда китайских художников — выпускники Академии живописи имени И. Репина. При советской власти туда направляли не только инженеров и техников, но и именитых живописцев. Они и заложили базу масляной живописи в КНР. Испокон веков китайцы работали тушью (гуохуа) и представления не имели о технике европейской живописи.
— Работы маслом притягивают их только из-за ностальгии по прошлому?
— Скорее из-за постоянно растущей цены, особенно на произведения русского искусства.
— Какие имена русских художников там на слуху?
— Левитана и Репина знают все.
— Тяжело работать с людьми другой культуры, языка?
— Сложно. Спасал универсальный язык искусства, который один на всех. Со временем немного заговорил на китайском, а ехал с небольшим багажом знаний французского и брошюрой по английскому языку для детей. В китайцах нравилось стремление экспериментировать во всем. Они в этом свободны. С другой стороны, хватаясь за все, не наработаешь фундаментальных знаний.
— Китайцы прославились своей любовью копировать все и вся. Сегодня пройдет высокий показ новой коллекции в Милане, а послезавтра точные копии можно приобрести в Поднебесной. С искусством та же беда?
— Да! Они этим и живут.
— Не пытались что-то изменить в их сознании?
— Это нереально.
— И что, вот так быстро и полюбовно обо всём договорились?
— Поначалу я пытался объяснить, что популяризировать нужно в первую очередь родное искусство. Позже убедил себя, что я здесь не за этим. Миссия моя куда проще — учить. А для их вуза преподаватель — выпускник Академии им. Репина — «вкусная» приманка для абитуриентов. При этом государство серьезно занимается развитием искусства.
— Как вы считаете, художниками рождаются или становятся?
— Каждый может воспитать талант в себе. Только важно почувствовать момент, ухватиться за него. И расти, творить. В плане заработка все просто. Допустим, ты заграницей без гроша в кармане. Можно тут же что-то набросать, и обязательно какой-нибудь прохожий купит картину.
— Вечный вопрос: красота спасёт мир?
— Я, как и Конфуций, первое место отдал бы доброте. Но пока есть на свете доброта и красота, бояться нам нечего. А художник должен олицетворять в себе и то, и другое.
— Каковы ваши дальнейшие планы?
— Восстанавливаю родительский дом. Хочу, чтобы сын рос исключительно на дагестанских традициях, адатах.
Несмотря на географическое соседство, знания о китайской культуре у нас весьма скудные. Габибулла Габибуллаев решил исправить это упущение. На одной из выставочных площадок Махачкалы пройдет выставка, на которой мы можем увидеть всё то, что и представить не могли в своих фантазиях о Поднебесной.