X
05:43 16.05.2013

Загадочный мир Миро Каган

Имя Миро Каган – Гюльмиры Ибрагимовой – для ценителей современного дагестанского искусства не новое. Она автор и участник множества российских, международных выставок, персональных и коллективных проектов. Одно то, что работы художника хранятся в частных и музейных коллекциях (в том числе европейских), свидетельствует о ярко выраженной индивидуальности и потенциале мастера.

Творчество художницы уже можно охарактеризовать как классику жанра. Стилистика изобразительных повествовательных коллизий — при всей их разности — дает возможность зрителю устремить свой взор в истоки древних цивилизаций, наскальные пиктограммы, солярные знаки, прослеживающие исторический путь от появления первых стоянок человека, и предлагает пройти вместе с автором путь от язычества до современного мировосприятия. Загадочные линии, то переплетаясь, то раздваиваясь и растраиваясь до бесконечности, меняя цветовую палитру, образуют орнаментику символов, выписанную то арабской вязью, то пунктирными, то точечными иероглифами. Миро Каган, словно поводырь, ведет зрителя по близкому и далекому миру, где трагическое и сентиментальное, фантастическое и реальное шаг за шагом отвоевывают сознание, уводя в сюрреалистический мир божественного, возвышенного и земного. Он то пронзительно синий, то багровый, то ясно-голубой, то пророчески черный. Краски бьют со столь оглушительной силой, что не можешь оторвать от них глаз. Но именно они ведут тебя по заповедной земле, заставляя увидеть третьим глазом Шивы то, что «выдает» даже не сознание, а подсознание художника, использующего в качестве подручного материала семейные легенды. Одна из них — «Посвящение Мергем» — прародительница Миро из рода сказителей и прорицателей. Согласно легенде, она дала зарок и укрылась в придорожном мавзолее, попросив в качестве пищи зерно и воду. А через сорок дней вылетела из укрытия голубем, унося ввысь таинство божественного превращения.

Всеобъемлющее творчество Миро Каган притягивает, словно магнитом, вдумчивым исследованием природы человеческих страстей. «Золотая орда» — кровавые жернова, как молох перемалывающие все живое и оставляющие кровавый след не только на земле, но и на священном яриле – солнце, цвета которого отсвечивают зловещими тяжелыми красками. «Писание» — по признанию художницы, в момент творчества  ею водила неведомая рука, самостоятельно рифмуя шестистишья–заклинания, по которым без перевода можно считывать судьбоносные предвещания суетному миру, достигнувшему космического прогресса, но  так и не сумевшему избавиться от первобытных инстинктов. Триптих «Диалог» — многомерное полотно, написанное старинными письменами, причудливо соединяет прошлое и настоящее, древнее и современность. Солярные знаки, языческие божества странным образом  сосуществуют с артефактами современного мира, которые несут в себе не менее ценную информацию о цивилизации, развивающейся по спирали.

Многосложность сюжетных линий при кажущейся их хаотичности совершенно четко выдерживает заданность автора. Она последовательна. И при всей разности композиций они воспринимаются как единое пространственное полотно, где мощное этническое начало дает простор мыслям художника, подпитываемым из неисчерпаемого родника. Что делает видимым для глаз неискушенного зрителя бесценный пласт культуры народа прошлого, составляющей суть человеческого естества с точки зрения природной, географической устроенности. И даже в его обособленности, как в скорлупе, со своим узкоэтническим мировосприятием, культурным геномом, традиционностью такой, а не иной, а потому ценной, как реликтовое дерево. «Тайнопись рода»- не просто попытка вывернуть наизнанку кровное, что болезненно отдирается только с кожей, но разобраться и понять, насколько слабое существо — человек — зависит от законов природы, шамбалы,  знаков, предопределяющих путь человека, будущее земли.

На самом деле автор, в творчестве которого нет и тени нарочитости, спешит поделиться тем богатством, которое приобрел за время путешествия в многомерных мирах,  встречаясь там с теми, кого давно уже нет. Она не боится царства теней, принимая как данность переход в мир, где дух сильнее физической оболочки, и во всем видит философское предназначение природы вещей.

Статьи из «Культура»

Татьяна и казаки

3
Недавно в Махачкале состоялась премьера документального фильма «Казаки бригады «Терек» о...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

15
Как спортсменам необходимы регулярные...

Открывая Махачкалу заново

34
В Дагестане на протяжении ряда последних лет наблюдается туристический бум. Но при этом...

«Архив Ахульго». История с продолжением

16
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

В кадре многоликий Дагестан

24
Рабочие будни Заида Хамидова – дежурство у мониторов Единой диспетчерской службы в...

Афродита, полюбившая Порт-Петровск

13
Где бы она ни была – в Москве, Берлине, Кабуле – ее везде...

Лето с раскрасками

8
Лето – это прекрасная пора для детей. Можно посвятить своё свободное время для развития...

Театр поэзии: другой Твардовский

11
Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит,...

Две пары, одна судьба

104
Под ласковыми лучами июльского солнца, в день, когда вся Россия чествует семью, любовь и...

Новое дыхание фронтовой классики

55
Говорить правду о войне языком театра, да еще и силами...

Кинусайга по-ногайски

55
Удивительная картина из лоскутков ткани и кувшин из джута привлекли моё внимание на...