Купить PDF-версию
17:23 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Зайнаб открывает Кубачи

Она так быстро идет по неровным извилистым улочкам, будто вовсе не за ее спиной висит мучал и не на ее груди повис кувшин. Проходила здесь тысячи раз и даже с закрытыми глазами скажет, чей этот дом, а чей тот, и ни разу не ошибется. И про историю села расскажет так, словно лично прожила во всех веках. Я не успеваю за ней, спотыкаюсь: еще один неровный шаг и можно оказаться внизу, в чьем-нибудь огороде.

И только дойдя до места, поднимаю голову, вижу и вздыхаю – Кубачи! Мы стоим с Зайнаб Канаевой, любуемся видами. Я прислушиваюсь к десяткам, сотням ударов ювелирных молоточков, и мне хочется думать, что в этот час все жители аула сидят дома и творят что-то такое, чем снова удивят мир.

«На небоскреб наш аул похож потому, что крыши самых нижних саклей служат балконами-террасами для следующего ряда жилищ, и так гигантской лестницей, в которой не менее трехсот ступеней, он поднимается к крепости Кунака. Правда, в этой лестнице за последние десять – двадцать лет образовались пробоины, так как некоторые сакли разрушены: иные жители аула переехали в город, другие переселились на просторное плато, где можно не только построить саклю, но и разбить перед нею палисадник», – это Ахмедхан Абу-Бакар описывает родное Кубачи в «Ожерелье для моей Серминаз», а Зайнаб Канаева зачитывает. Она заведующая мемориальным музеем Ахмедхана Абу-Бакара, филиала Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи.

Он открыл для русского читателя Дагестан. Благодаря его произведениям люди проникались духом Страны гор, узнавали о многовековых традициях и обычаях, знакомились со старинными промыслами, узнали о знаменитом ауле златокузнецов. И сегодня мы, читая произведения великого мастера слова, открываем новое о Дахадаевском районе. И с Зайнаб Абдулмуталимовной так же, что не рассказ – новое открытие. Она невероятная, рядом с ней ощущаешь и спокойствие, и непоколебимую уверенность в себе: «Все у тебя получится! Попробуй!».

И ты пробуешь. Пробуешь выгравировать узор на серебряной чашке второй, третий раз, а все не так. Она берет в руки инструменты, говорит «Бисмиллахи рахмани рахим» и начинает. Под ее ловкими пальцами, точно на поляне, расцветают цветы. Учит и меня под каким углом держать инструмент, на каком расстоянии предмет, прочим тонкостям, но бесполезно. Здесь говорят, что в ауле Кубачи настоящим днем рождения считается не тот день, когда ты родился, а тот, когда сел рядом с мастером. С этим нужно родиться, нужно перенять у предков, видеть и пробовать каждый день, засыпать с этим и просыпаться. Главному ремеслу кубачинцев ее учил отец. Она и сейчас живет так, чтобы он ею гордился: живет по совести, стараясь не обидеть, не задеть ни делом, ни словом. А он наблюдает. На стене портрет молодого человека, увешанный орденами и медалями. Это ее папа. Канаев Абдулмуталим Алигаджиевич.

– Мой отец – участник советско-финской войны. В 1940 году принимал участие в боях в составе 33-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны.  Награжден медалями «За победу над Германией», «За оборону Москвы», орденом Отечественной войны II степени. Демобилизовавшись из армии, вернулся в Кубачи, работал учителем физики в школе. Папы не стало 20 февраля 2000 года, но его фронтовой путь навсегда останется в истории страны, республики, села, – говорит она.

Зайнаб Канаеву знают многие журналисты, туристы не только России, но и зарубежья. Любят приезжать к ней за историями, традициями, а она всегда рада гостям. Приехали раз, обязательно вернутся. Выкладывает перед нами все, что знает о родном ауле, искусство которого славилось с давних пор. И ей всегда есть чем удивить. К моему приезду она берегла нечто особенное, старинное, позабытое и неизвестное многим. Это женская кубачинская дубленка.

– Старина – моя самая большая слабость. Все деньги могу отдать за антиквариат. У меня даже несколько групп есть в социальных сетях, там продают и покупают антиквариат. Я считаю так: лучше купить одну старинную вещь, чем десяток новых, – говорит она.

За небольшой кусок старинной парчи в антикварных группах в социальных сетях просят десятки тысяч рублей. Мастерице пришлось купить для украшения дубленки, но этого было мало – в жертву принесла и свою норковую шубу (для отделки). Ну, мы, женщины, такие – если нам что-то надо, то в расход идет всё!

Через несколько минут в комнате вновь застучит швейная машинка, разрисованная солярными знаками, которую, кстати, Зайнаб Канаева привезла из Туркменистана в 80-х годах.

– Шьет как танк! – говорит она, подводя под лапку ткань. – Не поверишь! Как приду с работы – сижу, шью и шью, и даже не замечаю, как за окном уже утро! О-о-о, сколько нервов и ткани я попортила, пока добилась результата! Мне во всем помогает научная сотрудница музея Бика Кишиева. Она у меня умница!

Сегодня Бика тоже с нами, пришла завершить начатое несколько месяцев назад, ее задача – карманы.

Как шить дубленку, мастерицу, которая теперь еще и дизайнер, и модельер, и швея, никто не учил, не показывал, хотя в ауле и есть женщины, в чьем гардеробе когда-то такая имелась. Но ей хотелось самой понять, освоить, научиться, возродить ремесло – это ее дань памяти предкам.

– Последний раз дубленку в нашем селе шила Хадижат Мусаева 70 лет назад, а ее уже давно нет в живых, – рассказывает она и дает очередную строчку. – Ткань называется дарай, ее привозят из Пакистана. Норковая отделка, как я уже сказала, из моей норковой шубы, начинка, скажем так, из ваты.

Знаменитая Зайнаб надевает дубленку цвета спелой черешни, оценивает вид в зеркале (так ли села), поправляет каз и мы идем в народ, ловим удивленные взгляды сельчанок, даем потрогать дубленку, разглядеть со всех сторон и… Она идет так быстро по неровным извилистым улочкам, будто вовсе не за ее спиной висит мучал и не на ее груди повис кувшин… Мы идем за водой к роднику, как и сотни лет назад…

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

44
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...