Купить PDF-версию
06:15 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:12 11.01.2018

Живопись, рожденная любовью

Художественно-графический факультет Даггоспедуниверситета – центр художественной культуры, воспитавший молодое поколение, сохраняющее классическое наследие отечественного искусства. Это центр, создавший свою художественную школу, чьи выпускники разлетелись по городам и весям огромной страны, составляют славу мастеров живописи, графики, малой и монументальной скульптуры, прикладных искусств, в том числе в крупных культурных центрах.

Программа, например, кафедры живописи худграфа включает в учебном году несколько мероприятий, важнейшее из которых – защита квалификационных работ выпускниками. На суд специальной комиссии (председатель – член-корреспондент Российской академии художеств, председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов) девичьей группой выпускников выставлены пять живописных серий работ и одна искусствоведческая.

Марина Габибуллаева предстала тонким, чувственным художником в жанре натюрморта, умело использовавшим технику пастели. Тонкие четкие линии, насыщенность цветовых решений убедительно подводят зрителя к желанию радоваться жизни, ее яркости и наполняют смыслом название серии живописных листов «И осенью хочется жить…». Плоды закатного времени года, по характеристике рецензента – члена Союза художников РФ Владлены Бесараб, изображены на контрастном фоне без обрамления – будто висят в воздухе, что характерно для японской живописи, которая и вдохновила студентку на выбор темы. Яркие краски утверждают, что осенью увядания нет и натюрморт – это не мертвая натура. Картины живые, сочные, рождают положительные эмоции. Серии пронизаны любовью к искусству, поэзии.

Шахназ Рабаданова отважилась представить большое живописное полотно – портрет родного человека – бабушки, сыгравшей важную роль в жизни автора. Задача была непростой, потому что предстояло кистью вывести ее характер, темперамент, раскрыть личность немолодого человека. И это художнику удалось. Лицо, руки героини написаны в яркой манере, грамотно, с пониманием, под влиянием идеи.

А вот следующий портрет – мамы (на снимке), написанный студенткой Айтекин Мовланвердиевой, дает ощущение, что автор руководствовалась определенными своими установками. Может, эта запрограммированность обусловлена ее предыдущим образованием (она экономист Азербайджанского университета). Ей интересны руки, так о многом повествующие. Чтобы раскрыть внутренний мир натуры, автор использует разные приемы, показывающие отношение к женщине, которую не пытается сделать моложе, рисует ее без украшений, излишней декоративности. Айтекин написала маму такой, какая она есть, в реалистичной манере, но влюбленными глазами. Даже платок, спадающий с плеч, написан так тонко и передает фактурную его красоту.

Тихая, спокойная красота горного села замечательно передана в серии из семи листов «Осень в Маджалисе» Гульханум Халимбековой. Гуашь помогает как нельзя лучше раскрыть замысел автора. Достоинство этой серии – в передаче осеннего настроения. Осень – не лучшее время года в селе, но в ее пейзажах воссоздана жизнь, и она активна. «Хочется разглядывать каждую деталь обыденной действительности села. В этой обыденности есть своя красота, – оценивающе говорила кандидат искусствоведения Наталья Мусаева, глядя на картины Г.Халимбековой. – Они хороши по тону, колористике. Ее дипломные листы отводят нас к великим образцам живописи». «Безоговорочно мы примем эти достойные работы на предстоящую выставку наших живописцев в Волгограде», – удовлетворенно заключил Курбанали Магомедов.

Четыре горянки разных национальностей в головных уборах смотрят с листов Аминат Кабулаевой. Ранее она закончила Дагестанское художественное училище им. М. Джемала по специальности «дизайн костюма». Отсюда и интерес к разнообразию национального аксессуара, способам повязывания платка, височным украшениям. Горянки изображены в интерьере со старинным очагом. А источником вдохновения Аминат явно послужил старинный аварский дом, где старые горские печи вписаны в интерьер сакли. Но даже красивый дом, убранный в национальном стиле, холоден без живого очага и хозяйки. Автор отчетливо видит связь предметов, и очаг здесь – действующий образ с внутренним духом. Вся серия объединена композицией и имеет внутреннюю притягательность, упорядоченность горского быта, и в этом помощник для художника мягкая гуашь. И Аминат показала умение грамотно владеть гуашевой живописью.

Особой значимости, по мнению квалификационной комиссии, достойна искусствоведческая работа Гурият Телеевой, исследовавшей творчество А. Гаджимирзаевой в контексте развития дагестанского искусства второй половины ХХ века. «Это редкий вариант дипломной работы, освещающей творчество действующих педагогов по изобразительному искусству. Героиня студенческого исследования А.Гаджимирзаева – педагог с 45-летним стажем – не разводит вокруг своего творчества пиар. О ней нет никакой искусствоведческой литературы. Материал для диплома приходилось собирать по крупицам», – вводит в курс дела Наталья Мусаева.

Гурият провела исследование творчества старейшего педагога, обладателя энциклопедических знаний по изобразительному искусству, интересно подала, что и как влияло на ее мировоззрение: семья, вуз, московские музеи, обогатившие ее знания жанров, манеру подачи материалов. Автор дает краткий анализ конкретных работ с точки зрения композиции, методов письма. «Исследование творчества педагогов кафедры будет и впредь развиваться. Это и станет искусствоведческой литературой, которой так не хватает», – обещал зав.кафедрой живописи худграфа, член-корреспондент Российской академии художеств Абдулзагир Мусаев.

Все дипломные работы студентов кафедры живописи и одна – кафедры рисунка (серия графических листов Марата Камбулатова) членами квалификационной комиссии, среди которых профессора, заслуженные художники, были одобрены и оценены на «5». «Мы увидели творчество ребят в разных жанрах, что называется, три в одном: портрет, натюрморт, сюжетная серия. Что ни образ, то размышления. А в целом это и есть дагестанская культура, концентрация огромного пласта искусства дагестанского народа», – заключила Наталья Мусаева.

Похожие

Вдохновение Дагестаном

57
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Искусство реальности

194
В биографии молодой художницы, а Нине Каймаразовой (на снимке) чуть больше двадцати,...

Метафизика чувств

73
Сефижат Керимова (на снимке) признаётся, что относит себя в большей степени к реалистам в...

Магомед Юнусилау: новый взгляд на художника

211
«Какая удивительная, красивая фамилия –...

Певец родного края

75
Становление профессионального искусства Дагестана во всех его видах и формах связано с...

Малая родина глазами молодых художниц

64
Море, горы, люди с колоритной внешностью... Дагестан...

Не наивное искусство

57
Инициатива объединить под свое крыло людей разных профессий, не мыслящих себя без...

Студенческие композиции

11
На художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического...

В манере новой реальности

84
Перемешиваясь, яркие краски образуют дивной красоты цветочную коллекцию, манят грезами...

Новая грань творчества

48
Герои его рисунков отправлялись в космические экспедиции, спускались на дно океана,...

Этническое искусство Гулеймат

71
Творчество для нее нечто большее, чем традиционное...

Он дарил жизнь картинам

71
Дагестанский музей изобразительных искусств им П. С. Гамзатовой отметил летом этого года...

Статьи из «Культура»

Театральный мост перекинут

7
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

1
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

35
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

9
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

19
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

27
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...