Живописный марафон Амирхана Магомедова
Небольшая и довольно тесная, заставленная картинами и различными художественными принадлежностями мастерская. Несколько завершенных работ, цветные буклеты с выставок, рамки, эскизы, мольберт и краски. Казалось бы, типичная обстановка для любого художника, но здесь царит совершенно особенная творческая атмосфера, а это помещение скрывает в себе неожиданно много тайн и историй, принадлежащих его владельцу.
Амирхан Магомедов – директор выставочного зала Союза художников Дагестана, член Союза художников России, автор 19 персональных и участник более 150 художественных выставок, несмотря на большую загруженность, согласился приоткрыть завесу в свой необычайный мир искусства и не только.
– Что стало для вас стартом? Помните ли вы свой первый рисунок?
– Всё началось ещё до школы: у старших братьев и сестер были цветные карандаши, которые мне очень нравились, поэтому чаще всех использовал их именно я. Обычно маленькие дети рисуют на обоях, а я в раннем возрасте выбирал для этого шершавые фактурные стены – лучший материал для художника, как выяснилось позже. В то время мне, разумеется, были незнакомы правила построения композиции, штриховки и ретуширования, но мои рисунки хвалили друзья и родные. Хотя родственникам часто свойственно преувеличивать заслуги детей, думаю, в какой-то степени тёплые отзывы благотворным образом повлияли на моё восприятие своих возможностей и дали мотивацию продолжать рисовать.
– Как ваше детское увлечение проявило себя в последующие годы?
– В школе у меня уже были блокноты: я копировал в них приглянувшееся и создавал своё. У меня до сих пор сохранились рисунки со времён, когда я только начинал учиться. Я часто занимался тем, что украшал класс, делал стенды и оформлял что-то вроде стенгазет.
– Какие из своих работ вы считаете особенными?
– Любая работа – это идея. Идея, которая связана с каким-то событием, историей, временем. Думаю, можно сказать, что я – художник-летописец. В основном запоминаются серии работ. Например, период правления Умма-хана аварского, период Кавказской войны. Многое в моём творчестве было связано с произведениями Льва Толстого, Хаджи-Муратом. Есть у меня серия, которую я готовил для съемок фильма под руководством режиссёра Эмиля Лотяну. Я работал в составе московской группы из восьми человек. И у меня осталось около 50 готовых работ для фильма, но его съёмки приостановили и в итоге, к сожалению, так и не завершили. Тогда у нас была возможность зайти в любой архив или музей, чтобы изучить материалы, необходимые нам. Задачей была проработка деталей для изготовления бутафорских изделий – нужно было максимально достоверно передать внешний вид одежды того времени, оружия, медалей, знамён, флагов и большого количества других предметов. Помню, приходилось искать подходящую для того периода посуду, узнавать, из каких бокалов пили на балах в это время. Это дало много ценных сведений о быте прошедших столетий. Любопытно, например, что классическая форма бутылки шампанского так и не изменилась за столько лет.
Также особым моментом для меня является работа на пленэре. Когда рисуешь на природе, то находишься в абсолютной гармонии с ней, в голову приходят особенно светлые мысли. Работы получаются яркие и насыщенные по цветовой гамме, когда не надо ограничивать себя и вписываться в привычные рамки. Этот опыт замечателен также тем, что состояние природы меняется ежесекундно и надо успеть поймать и запечатлеть наиболее чарующие моменты.
– В конце мая у вас открылась персональная выставка в Постоянном представительстве Республики Дагестан при Президенте РФ в Москве в рамках проекта «Дагестанские художники». Расскажите немного о представленной там экспозиции.
– На выставке были представлены 42 мои работы. Число это выбрано не случайно: 42 километра – марафонская дистанция. Портрет, пейзаж, сюжетные композиции и немного абстракции – были подобраны работы различной направленности, чтобы показать, в каком ключе я могу творить. В рамках программы был небольшой концерт, выступление детского коллектива, а в конце мне вручили благодарность. Больше всего радует, что, глядя на мои картины и картины других дагестанских художников, москвичи начинают живо интересоваться культурой нашего края, хотят приехать сюда.
– Ваш основной источник вдохновения?
– Я нахожу вдохновение в физической активности: спорте и работе с землёй. Это отличный способ очистить мысли, подумать о новых проектах, получить какую-то особенную силу от природы во время пребывания на свежем воздухе. Считаю, смена деятельности очень важна, так как хорошо помогает переключаться и сосредотачиваться на совершенно разных ощущениях, эффективнее выполнять задачи. Пару недель назад я был в родном Хунзахе и посадил там вместе с моим дербентским другом виноград. У нас довольно холодный климат, и такие растения требуют большого ухода. Я сажаю деревья в Махачкале и перед своей мастерской. Ещё до армии в своём родном селении я посадил берёзки, которые сейчас уже выросли на 10-12 метров.
Ещё одно моё увлечение и источник вдохновения, как я уже сказал, – спорт. Было время, когда я готовился к международным марафонам и устраивал пробежки от Махачкалы до Каспийска и обратно под руководством профессионалов. Это не менее значимая для меня сфера жизни, чем искусство. Свою выставку в Москве я посвятил личным тренерам, именно поэтому она проходит сейчас под названием «Живописный марафон Амирхана Магомедова».