23:00 | 17 ноября, Сб

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Знак вечности

1 2 3
A- A+

Этномузыколог, руководитель группы OYME, работающей в стиле world music, Ежевика Спиркина уже больше года в Дагестане, она собирает и изучает местный музыкальный фольклор. О «Вере», «Надежде» и «Любви» в эрзянской традиции – специально для «толстушки».

— А ты веришь в Бога?

— Главное, что он верит в меня.

Жили-были девочки, и звали их Вера, Надежда и Любовь. С последним — туго.

У нас, эрзян, нет чистой лирики. Нет, лирический жанр как таковой существует. Но в него входят всего лишь 5-6 песен. И, честно говоря, причислить их к любовной лирике можно с натяжкой. У эрзян не принято выставлять свои чувства напоказ. Говорить об этом прямо – это своего рода табу, слишком сакрально. Неудивительно, что не нашли исследователи ни любовных романсов, ни прямых признаний в любви.

Эрзянский народ довольно суров, лаконичен и предпочитает словам дело. Финно-угорский фольклор и менталитет настолько архаичны, что даже о любви к детям и природе не встретишь конкретных фраз, смысл поэтического текста в такой завуалированной форме, что поди ещё разберись, любовь ли это…

Но, конечно, понятие «вечкема» (любовь) и фраза «мон тонь вечктян» (я тебя люблю) в лексиконе присутствуют – в тёмном чулане, среди двоих, вдалеке от посторонних ушей и людской зависти…

Эрзяне больше предпочитают признаваться в чувствах к родной земле и к предкам, что проявляется в уважении и почитании. В вере. Так что лирико-эпики и эпических сказаний хоть отбавляй. Вспомнить хотя бы действующую по сей день традицию эрзян проводить всенародное моление – Раскень озкс. Раньше один раз в несколько лет, а сейчас каждый год. Раскиданный исторически по всей России эрзянский народ собирается в одном и том же месте, привозя с собой щепотку той земли, где они живут. Собирается в большой обережный круг и, постепенно закручиваясь вовнутрь, образует спираль Вселенной – солярный знак, знак вечности, незыблемости, постоянства традиций и мироустройства. А после ссыпает землю в один курган, на котором тысячи лет назад так же предки отдавали дань своим предкам, признаваясь в любви к своей родине. Непрерывность передачи традиций – основа жизнеспособности народа.

Если же применить к какому-то чувству прилагательное «всепоглощающее», то это вера в предков. К старшим у эрзян всепоглощающее уважение. Считается, что умершие на том свете помогают земному миру.

Вера в культ предков непререкаема. А ещё вера и надежда ходят под руку. Как закадычные подружки. Как тут не вспомнить легенды про вождя Тюштю – эпического героя песен, сказаний, знаменитого эпоса «Масторава»? Стал он предводителем эрзянского народа не случайно, помогла вера людей в его чудесную животворящую силу и в предназначение Всевышнего: обычный пахарь воткнул в землю мёртвый сухой посох, и тот вмиг превратился в живое зелёное дерево. Объединил простой парень эрзян и их земли. Не так просто теперь стало рушить врагам эрзянские дома.

— Надейтесь, – сказал Тюштю, уходя за моря и оставляя свою чудесную волшебную трубу Торама эрзянам.

— Верьте, я помогу своему народу. В нужный момент просигнальте в трубу.

Сейчас «зов торамы» стало понятием нарицательным и символичным – защищать свою землю означает развивать свою культуру, отстаивать право своего языка на существование, собирать вокруг себя соратников. Действовать, но надеяться и верить. Без этого никак. Иначе как же ещё объяснить магическую силу закличек дождя и солнца, чудотворную силу мужского посоха плодородия Люлямы?

Вера и надежда творят чудеса.

Эрзяне – народ чрезвычайно набожный. Вон сколько монастырей в Мордовии! А сейчас почти в каждом сельском пункте — церковь. А ведь, если церковь есть, то автоматически самая маленькая, самая захудалая деревенька превращается в село. Так что в ХХI веке последних на карте больше, чем привычных слуху деревень. А зайдёте на кладбище, обнаружите родовые знаки у подножия креста: дань предкам. Столько церквей, а родовые знаки – особые древние дохристианские отметки принадлежности к своей семье – на могилах ставят!

Удивительная мудрость народа проявилась в контаминации (проникновении) православия и национальной религии – так называемом язычестве. И праздники национальные пододвинулись к православным. И Инешкипаз (Всевышний) слился с обликом Николая Чудотворца. И тут уж надо быть осторожным: поди разберись кто есть кто и пойми изначальные истоки обрядов – народные ли эрзянские или заимствованные?

Кстати, говорят, креститься по-православному, выходя из ворот кладбища, – привычка с хозяином (азором), языческим божеством кладбища, прощаться. И так всё спокойно дружит, одно другому не мешает, а даже дополняет, вкладывая глубокие смыслы.

Вот вам налицо народная мудрость: не исключать, а включать; не предавать, а следовать своим обычаям; не рушить, а созидать. Такие вот они, простонародные – Вера, Надежда и Любовь.

На снимках: Раскень озкс.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Искусство располагает к раздумьям 

    В Культурно-выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи состоялось открытие...

    5

    1 день назад

  • «Хочбар» 

    15 ноября Дагестанский государственный театр оперы и балета открыл ХХ театральный сезон оперой «Хочбар» Г....

    9

    1 день назад

  • Литературный турнир 

    В Хасавюртовской центральной городской библиотеке имени Расула Гамзатова завершился очередной этап...

    6

    1 день назад

  • Перчатки Хабиба в Питере 

    В эти дни в библиотеке-филиале № 2 Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры...

    11

    1 день назад

  • Выставки

    Мы разные, но мы вместе 

    Персональная выставка дагестанского художника Магомеда Рамазанова (на снимке) открылась в культурно –...

    21

    3 дня назад

  • Театры

    Звучи, пандур, и пой, зурна! 

    В Доме культуры поселка Шамилькала Унцукульского района прошел XIV Республиканский фестиваль исполнителей...

    25

    4 дня назад